Конкурсная программа

 

Конкурсная программа 2007 года была сформирована в соответствии с темой «Нагота». «Нагота» здесь взята как метафора гораздо более широкого круга явлений, чем непосредственно обусловленных телесностью. Работы участников конкурсной программы представляют разнообразие медийных игр с этой метафорой. Ее обнажают, скрывают, срывают, фрагментируют, текстуализируют, психологизируют, банализируют, эротизируют, экранизируют, проституируют, инструментализируют и т.д. Основные приемы, однако, укладываются в рамки трех основных концепций, являющихся, видимо, трендовыми в современном видеоарте: модерн-шаманизм, психо-быт и техно-аларм. Им будут посвящены так же показы в рамках программы «Открытое видео».

Общее вздрагивание
(Юлия Абрамова, Александр Любин), Россия
Без названия, 2006, 6’28’’

Немецкие ангары для гидросамолетов на Балтийской косе долгое время эксплуатировались советской армией. В 90-е годы, с расформированием военных частей, они переходят в новое состояние — состояние неопределенности грандиозных развалин. Обнаженные стены, яркие цвета и грустная русская музыка...

Группа «Общее вздрагивание». Была образована в конце 2005 г. Название группы происходит от термина, введенного в понятийный аппарат физиологии великим русским академиком И.П. Павловым. Из техник предпочитает акционную деятельность, фотографию, видео-арт.

Галина Шевченко, США
Совместная работа со Спенсером Бейкером
Танцы с Мондрианом, 2006, 4’44’’

Геометрия и плоть, изгибы мускулов и совершенные прямоугольники сталкиваются и растворяются в этом бесконечном дразнящем танце. Эхо современности и следы классики прошлого сосуществуют и питают друг друга движениями и объемами, линиями и тенями, эмоциями и жестами.

Галина Шевченко, 1972, Москва. Живет и работает в Чикаго с 1993. Художница, виджей, работает в жанре видео-арта.

Ортанс Готье и Филипп Буанард, Франция
HP Process [проект тело-код], 2006, 14’00’’

Подчиненный синергической логике и логике реального времени, [проект тело-код] — эксперимент, основанный на взаимодействии между телом, живым звуком и видео. Суть перформанса — проблема отношений между реальным и виртуальным телом, которая исследуется через социальные, политические и биологические детерминативы женского тела, и влияние на него игр потребительской семиотики.

Ортанс Готье и Филипп Буанард – французский дуэт, их трансмедийные цифровые работы используют видео, звук и перформанс.

Елена Ковылина, Россия
Живой концерт, 2005, 7’00’’

На вернисаже художницы одновременно происходят два совершенно не связанных между собой события: фортепианный концерт и стриптиз на рояле. Видео показывает заключительную часть действия: обнаженную стриптизершу, отдыхающую под звуки музыки. Что это: вульгарный жанр вмешивается в классический ритуал культуры или пианист мешает публике наслаждаться обнаженным женским телом?

Елена Ковылина, 1971. Училась в Медиашколе Цюриха, в Институте современного искусства в Москве и у Ребекки Хорн в Берлине. Автор радикальных перформансов, в которых она экспериментирует со своим телом и с социальными ситуациями.

Амагюль Менлибаева, Казахстан
Степное барокко – 2. Посвящается моим семи
предкам, 2003, 6’20’’

Вслед за основателем алмаатинской художественной сцены Рустамом Хальфиным стала активно использовать в своих видеоработах «мифопоэтический нарратив». «Я представляю течение “панкромантический шаманизм”, — говорит о себе Менлибаева, — где древние традиции и мистические законы казахского искусства совмещаются с раскованными поисками панков, которые, конечно, знают о трансавангарде, но не хотят вплетаться в какое-либо направление, а используя свой индивидуальный опыт, делают только то, что им интересно».

Амальгюль Менлибаева, 1969. Родилась в Алматы. В 1992 г. окончила Алматинский Государственнный театрально-художественный институт им. Жургенева, факультет декоративно-прикладного искусства. Выставляется с 1995 г. Живет и работает в Алматы и Бишкеке.

Ю Араки, Япония
Ванна, 2006, 3’55’’

Один человек, одна ванна и резиновая утка: маленькая бытовая драма.

Ю Араки — cкульптор, закончил университет Вашингтона в Сент-Луисе в 2007 г. Награды: Риске.

Мари Юлия Болланси, Бельгия
Линия огня, 2006, 6’52’’

Эта работа о людях, о их жизни, смерти и поисках на ничейной земле между ними. «Я пытаюсь распознать подспудные течения в отношениях между людьми и сформулировать это в своей работе (чтобы зритель глубже осознал свою принадлежность к человеческому роду). Я хочу пересечь границу воспринимаемого. Я уверена, что современное общество отчаянно нуждается в том, чтобы увидеть свои незримые основополагающие мотивы и истоки».

Мари Юлия Болланси, 1960. В своих видео художница занимает позицию наблюдателя и в то же время переводчика общечеловеческих вечных тем. В перформансах использует собственное тело, чтобы создавать шаманские образы. Ее инсталляции создают напряженное пространство между первичной материальностью, поэзией и эстетикой фотообраза.

Мария Шарафутдинова (Маша Ша), Россия
Кровать, 2005, 1’00’’

В кадре девушка, обнаженное тело которой втиснуто в детскую кроватку. Кровать с решеткой – символ избыточной безопасности, граничащей с насилием. «Рождение, жизнь, смерть – вечная тайна» – комментирует художница свою работу.

Мария Шарафутдинова (Маша_Ша), 1982. Видео дает ей средства выражения различных аспектов конфликта женского тела с социальными и физическими обстоятельствами. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Наталия Ламанова, Россия
Готов к труду и обороне! (Виртуальные марки), 2005, 4’00’’

Видео, являющееся частью проекта «Виртуальные марки», посвященного 150-летию первой русской почтовой марки, отмечавшемуся в 2005 году. Другие части: «Фауна. Космос» и «К 100-летию Германа Виноградова. Герман на V съезде пионеров. Артек, 2005». Выполнен в технике анимации фотографий, технология флэш.

Наталия Ламанова, 1964. Окончила Московское высшее художественно-промышленное училище им. Строганова. С 1998 года занимается сетевым, цифровым искусством и стэмп артом. Автор проектов «Канализации всех стран соединяйтесь!» (с 2000 года) и «Московская Артистамп коллекция». Обладательница приза «Диджитал эксклибрис» (Niklaas, Бельгия) и др.

Евгений Привалов, Молдова
Любимый, 2006, 2’20’’

Фильм «Любимый» состоит из одного плана: в кадре герой фильма, мужчина, ест торт. Так в жанре «видеоарт» автор рассказывает историю мужчины и женщины, которая не требует слов, так как слова при этом великом чувстве не нужны. Такова она, Любовь!

Евгений Привалов, 42 года. Родился в Кишиневе. Закончил в 1994 году МГИК по специальности «Режиссер кино и телевидения». Основал студию Privalov Cinema Studio. Снимал фильмы, клипы, развлекательные шоу, экспериментальные фильмы. Как режиссер поставил четыре спектакля.

Андрей Устинов, Россия
Скажите «А» (Sagen Sie A), 2006, 3’27’’

Пародия на выпуск новостей. После короткой заставки на экране возникает телемодератор. В правом углу экрана появляется надпись «Скажите А» и телемодератор произносит «А». Камера отъезжает и рядом с модератором появляется монитор с тем же фрагментом. Зритель оказывается вовлеченным в бесконечный медийный туннель. Конечным звеном движения сквозь туннель оказывается картинка на дисплее камеры, снимающей сцену съемки. В студии без штанов сидит одинокий телемодератор.

Андрей Устинов. Учился в Художественно-промышленной академии им. В.Мухиной, на курсах Ю.Соболева, в Институте Про Арте, в настоящее время — студент Высшей школы искусств в г. Кассель. С 1998 года участвует в выставках и фестивалях.

Джеффри Алан Родс, США
Зеркало/Бабочка, 2006-2007, 5’00’’

Через зеркальный образ художник постигает и преодолевает свое тело.

Джеффри Алан Родс, кинорежиссер, писатель, музыкант. Получил степень кандидата искусств в Университете штата Нью-Йорк. Баффало, в 2005. Опираясь на свой опыт композитора и исполнителя, Родс сочетает в своих работах формальные зрительные и звуковые структуры с интуитивным гештальтом импровизации. В его последних работах рассматриваются концепции времени и опосредованного взгляда сквозь разбитый экран, а также слияния различных медиа.

Volga Drive (Александр Гнутов, Саша Кулик), Россия
Санёчек, 2006, 2’00’’

Манифест нового российского искусства: православие + биотехнологии + спорт. Новый русский художник Санечек объясняет весь расклад. Он собирается стереть с лица земли всю установившуюся иерархию в области актуального искусства, грядет смертельный бой с Ильей Кабаковым, Джефом Кунстом и Энди Уорхолом. Санечек тренируется, путь художника-самурая, противостояние московского концептуализма и саратовского культуризма.

Группа Volga Drive (Александр Гнутов и Саша Кулик) возникла в Саратове в 2003 году после прослушивания цикла лекций Ольги Шишко и кристально панковского обучения в институте ProARTE (С.П-б). После периода адаптации в Москве группа Volga Drive посильно вливается в московскую артистическую жизнь, посещает вернисажи, концерты и тусовки, участвует в фестивалях и выставках.

Лукас Воссоги и Михаэль Камлер Филм Продакшн,
Австрия
Не туда, 2005, 4’00’’

Представь: ты голый... совсем один…они где-то рядом, и они настигают тебя…ты сделал неправильный выбор, и за это придется заплатить. Куда идти? Где спрятаться? Куда бежать? Только ты… лес… и ужас твоего прошлого…

Лукас Воссоги, р. 1961. Фотограф, композитор, видеоклерк, лидер и вокалист группы «Свингерс».

Дмитрий Булныгин, Россия
Afterparty, 2007, 10’00’’

На экране развивается драма отношений, мужской разговор начистоту. Причина конфликта — женщина. Камера обнажает анатомию чувств и психологических переживаний двух близких друзей, которые, на поверку оказываются, не так уж близки. Но в этих ли картинах и диалогах заключается искусство? Не более ли художественным является фактура материала, переживание вопроса о подлинности этой съемки, о тотальности репрезентации.

Булныгин Дмитрий (db). Родился в Новосибирске. В 1990 — закончил Новосибирский Архитектурный Институт. Видеохудожник и VJ.

Татьяна Антошина, Мариан Жунин, Артур Мурадян, Россия
День поэзии, 2005, 11’04’’

Сегодня поэзия не самый популярный жанр. Появление новых, более удобных, форм передачи информации и неозвученное табу на демонстрацию истинных эмоций не способствуют ее конкурентоспособности. 3 голых поэта читают стихи, перекрикивая друг друга. Их голоса тонут в шуме. Зритель фрустрирован — он не получает того, за чем пришел. Поэзия ускользает, как песок сквозь пальцы.

Татьяна Антошина, Марианн Жунин, Артур Мурадян — консорциум известных художников и видеомейкеров, сотрудничающих для разных проектов. Основная площадка деятельности — Москва.

Синие носы (В. Мизин, А. Шабуров)
при участии Даши Хлаповой, Россия
Sex Art, 2006, 3’28’’

Большой кинематограф нещадно эксплуатирует привлекательность обнаженного женского тела. Художники Мизин с Шабуровым доводят это до до абсурда, делая то же самое с особым цинизмом.

Группа «Синие носы» (В. Мизин, А. Шабуров). Группа «Синие носы» — «народнический» проект сибирских художников В. Мизина и А. Шабурова. Их цель — делать популистское современное искусство. Интересное не только «интернациональному контексту», но самым широким массам, от пионеров до пенсионеров. Основанное не на высоких технологиях, но на самых примитивных ходах, сделанное «на коленке».

Сусан Яхода, США
Воображение не лжет, 2007, 3’28’’

Эта работа посвящена физическим и психологическим травмам людей, которые пережили ужасы войны. Пост-травматический шок менял жизнь людей по всему миру. Фильм обнажает современную реальность, полную агрессии и скрытой боли.

Суссан Яхода — режиссер, фотограф. Ее работы исследуют социально-политический ландшафт современного мира. Живет и работает в Нью-Йорке.