МЕДИА ФОРУМ

(23-27 июня 2001)
 ХХIII Московского международного кинофестиваля

К о н ф е р е н ц и я + 
к о н к у р с н а я   п р о г р а м м а

  

 

Видеопрограммы Медиа Форума 2001.

"Transmediale" Берлинский международный фестиваль медиа искусстваКуратор программы: Сюзанн Яшко.

"Transmediale" Berlin International Media Art Festival
Program curator: Susann Jaschko.

transmediale.01 Video-Selection

1.Дорион Берг, “Алфавит ASCII”. Канада, 1999, 5 мин.
Dorion Berg (Canada 1999) : ASCII Alphabet.
5 min
Автор умно и с юмором рассматривает “цифровую сущность” информационного объекта. Фильм строится на парах противоположных картинок из старой детской энциклопедии и соответствующих им звуков. Эти бинарные оппозиции организованы в соответствии с наиболее употребительной из бинарных схем кодирования текстов - кодом ASCII. Структура фильма постепенно выявляет алфавит кодирования. Автор пытается постичь природу цифровой информации для аналогового сознания.

2.Сильви Лалибертэ. “Инструмент -это не всегда молоток”. Канада, 1999, 9 мин.
Sylvie Laliberté (Canada 1999): L'outil n'est pas toujours un marteau,
9 min
Руководство на все случаи жизни. Автор представляет мир в пастельных тонах, который не кажется китчем только благодаря своей простоте и фрагментарности. Ее космос строится на нескольких основных концепциях, над которыми всегда нависает ирония, на философии жизни Ультрапопа. Соответствие друг другу простых визуальных средств, музыки и авторского присутствия придает работе качество и вкрадчивое очарование. Фильм в подлинном духе руководств “Сделайте сами”: волшебная палочка Сильви - хлебный нож с наклеенной звездой, которую может сделать себе каждый. Вместо вечно неудовлетворенного стремления к звездам, по мнению автора, мудрее делать собственные.

 3. Оливер Уайтхед. “Внутренний глаз”. Финляндия, 1999, 4 мин.
Oliver Whitehead (Finland 1999): mind´s eye,
4 min.
(первый приз Медиа-Арт 2000 ZKM/SWR, в категории видео).
Вид из окна поезда: туманный и безжизненный пейзаж. Камера фокусируется на отдельных объектах и какое-то время следует за ними, потом они исчезают из поля зрения. Камера отыскивает граффити, нанесенные подростками на быки мостов, стены домов, туннелей, сигнальные будки и шлагбаумы. Рисунки остаются где-то между текстом и образом, времени, чтобы их разобрать, недостаточно. Кроме того, большая их часть нечитабельна, иногда можно различить загадочные буквосочетания, возможно, имена, или незнакомые акронимы. Изображение сопровождает механический голос компьютерной программы, конвертирующей текст в речь, который читает отрывок из английского словаря синонимов - статья “Творчество”. Этот зачитываемый без цели и чувства текст, из которого взято и само название фильма, повторяет безразличный ритм изображений и в то же время отражает идиосинкразические формы самовыражения, к которым относятся граффити.

4. Пекка Нисканен. “Девушка, умывающаяся над раковиной в кухне”. Финляндия, 1999, 15 мин.
Pekka Niskanen (Finland 1999): A Girl Bathing in the Kitchen Sink, 15 min.
Нагромождение признаний, полуфилософских рассуждений и напряженных ситуаций, в котором стираются и смешиваются условности и стереотипы кинематографического повествования, такие как постановка, характеризация и драматизация. Сюжет заменяют бесконечные диалоги, которые начинаются и продолжаются при входе в комнату, дружеском визите и другом совместном времяпровождении.
Радикальность этого фильма, который кажется доступным, но при этом остается невероятно закрытым, контрастирует с прямолинейной красотой изобразительного ряда, переплетающегося с диалогом и равноценного ему.

5. Михаэла Швентнер. “Р4”. Австрия, 2000, 5 мин.
Michaela Schwentner (Austria 2000): R4,
5 min
Фильм сделан на одноименную композицию венского музыкального трио “Радиан”. Он переводит абстрактность музыки в единственный образ, редуцированный, но конкретный: кадр с изображением рельсов, разбегающихся от железнодорожной станции, и отправляющегося поезда. Этот кадр с помощью различных фильтров трансформируется в зернистое черно-белое изображение, напоминающее Супер 8. Сцены скомпилированы в неровную последовательность, контролируемую невидимой цифровой рукой. Рептилия-поезд медленно уползает от станции, повторяя формальную редукцию начала фильма.

6. Дан Геезин, Эстер Ротс. “Сад”, Нидерланды, 1999, 11 мин.
Dan Geesin / Esther Rots (Niederlande 1999): De Tuin (The Garden),
11 min.
Идиллический пасторальный особняк служит фоном для окончательного выяснения сложных взаимоотношений. Под давлением тайных, подспудных желаний рушится тщательно поддерживаемый фасад внешних приличий поколения. Авторы используют кинематографическую эстетику, близко связанную с рекламой: образы цивилизованных состоятельных людей в семейном кругу иллюстрируют упадок в обществе, вызванный его собственными клише и поведенческими стереотипами.
Идиосинкразический монтаж и повторение отдельных фрагментов замедляют действие для того, чтобы сконцентрировать внимание. Таким образом, каждый жест, каждое действие воспринимаются как значимые.
Отрывистая игра образов передает хрупкость идиллической картины, нарисованной в первой части фильма. Эта картина сама себя разрушает и отражает повторение стереотипов на формальном уровне.

7. Саймон Эллис. “Ложь”. Великобритания, 2000, 4 мин.
Simon Ellis (Great Britain 2000): Telling Lies,
4 min.
В этом фильме актерами и одновременно средством передачи информации становятся слова, написанные и высказанные. За четыре минуты фильм рассказывает историю расставания, ночной попойки, двух любовных приключений и последующего похмелья. Отсутствие изображения и особое внимание к различию между написанным и сказанным вслух необычны для видео-формата. Особенно убедительны: уверенный стиль минималистской графики, компактная драматургия и шутки.

8. Жель “Саркофаг”, Хорватия, 6 мин.
Zhel (Croatia 1999): Sarcophagus,
6 min
Видеоклип о сьемках видеоклипа в эпоху МТВ и Вива, этот фильм разглашает тайны производства. Очевидные правила: крупные планы в темных очках и живые сьемки на крыше многоэтажного дома - служат объектом иронии и сводятся к банальности. Все же зритель получает положительный визуальный опыт. Возможно, изобразительные клише в эпоху гиперстимуляции чувств и бесконечных визуальных экспериментов являются своего рода утешением и убежищем.

9. Мануэль Саиз. “Видео-хакер”, Великобритания, 1999, 4 мин.
Manuel Saiz (Great Britain 1999): Video Hacking,
4 min
Документальный фильм о вымышленном художнике, который берет напрокат видеокассеты, по большей части классические фильмы, и манипулирует ими с помощью компьютера. Он считает себя полноценным художником, что подводит нас к проблеме авторского права и художественного оригинала, актуального не только для цифровой культуры.
Кажущееся непрофессиональным использование камеры и идиосинкразический монтаж фильма - очевидно нарочиты и придают истории ощущение подлинности.

10. Джордан Кренделл, “Курс. США, 2000, 5 мин.
Jordan Crandall (USA 2000): Course ,
5 min.
Фильм из серии “В поисках тепла”, состоящей из 7 работ, снятых на пленку 16 мм, с помощью видеокамер слежения и инфракрасных камер, используемых американскими пограничниками. Традиционные кинематографические технологии сочетаются с военными, кинематографический формат - со “стратегическим видением”. Видение неразрывно связано с приборами слежения и оптическими прицелами. Возникает посткинематографический язык, отражающий сложные визуальные сети, в которых мы все теперь запутались, и указывает на динамику власти вокруг современных движущихся образов: сайты (места), где тело и органы чувств подвергаются усовершенствованию, ориентированию, вооружаются и включаются в новые сложные форматы движения.
 

11. Иштван Кантор. “Трансляция. Канада, 2000, 20 мин.
Istvan Kantor (Canada 2000): Broadcast,
20 min
(первый приз Трансмедиале в категории видео).
Хорошо продуманная провокация, лишенная всякой спонтанности. Фильм фокусируется на теле в качестве передатчика и оружия. Заброшенные здания на периферии современного урбанистического общества, основанного на технологии, трансформируются для основного сценария в сцену для избыточных перформансов группы “секс-машин” в масках. Фильм нарушает табу, не превращая провокацию в самоцель. Он не является порнографией. Стилизация перформанса под понятную форму медиа-терроризма обнаруживает некоторую долю иронии. Монтаж, ритм и хрупкость фильма, и, главное, избыточный эстетизм дизайна позволяют заглянуть в будущее телеэстетики. Соответствие формы содержанию делают фильм еще более убедительным.
 

88:00
 


    © 2001
MediaArtLab; design – @division
  TopList