МЕДИА ФОРУМ
(23-27 июня 2001)
 ХХIII Московского международного кинофестиваля

К о н ф е р е н ц и я +
к о н к у р с н а я   п р о г р а м м а

  

 

Эрик Клюйтенберг.

DEAF_00 - Цифровой Ворк-шоп по Сетевым Архивам

(фестиваль DEAF - Роттердам, 2000).

Ворк-шоп по сетевым архивам DEAF_00 был посвящен обсуждению вопросов, связанных прежде всего с нынешним состоянием дел в сфере онлайновых баз данных, с их использованием и развитием в культурном контексте. Обсуждение ясно показало, что, по мнению многих специалистов, в будущем использование Интернета будет по большей части связано с сетевыми технологиями, опирающимися на базы данных

Кристиан Хублер и Александр Тухачек из Knowbotic Research представили свою модель развития системы сетевых баз данных, отрабатываемую ими на архиве Флуссера, который был недавно передан в дар Медиа-Арт Академии (Кёльн).

Основная проблема в создании этой системы, которая в настоящий момент находится в относительно ранней стадии развития - способность сетевой базы данных отказаться от единого взгляда на собственное содержание. Сетевая версия архива Флуссера должна быть поли-перспективной, т.е. представлять разнообразные точки зрения на одни и те же данные, разнообразные выборки из этого объема данных и включать в себя новые данные, присланные пользователями.

Эта цель возмжно осуществить в том случае, если сетевой архив сможет удержаться от чрезмерной субъективности. Предлагаемое решение этой проблемы довольно неожиданно: вместо сложной технической структуры Хублер и Тухачек собираются работать с социальной моделью, создавая сеть, приглашающую пользователей к сотрудничеству ("invitation-network"). Различные исследователи и другие пользователи-профессионалы создают децентрализованные, отдельно хранящиеся подразделы информации, которые выполняют функции местных ветвей логического дерева в общей системе. Вступив в эту систему, пользователи, в свою очередь, приглашают присоединиться других и таким образом создают новые подразделения в своей ветви общей системы.

Социальный фактор является ключевым для этого подхода, так как важно, чтобы для участия в создании структуры и содержания общей системы были приглашены только люди, испытывающие подлинный и стойкий интерес к данному предмету. Этот подход позволяет использовать относительно простую техническую структуру, открытую для новых пользователей/ сотрудников, а также для внесения новых материалов, в то время как заинтересованность участников будет препятствовать бессмысленному расширению системы. Более того, локальная структура подразделений позволит поторонним пользователям определить источники конкретных дополнений к общей системе. Каждая отдельная ветвь в этом случае представляет локальную или личную точку зрения на архив и содержащуюся в нем информацию.

Понятие практики относительно баз данных как прежде всего социальной практики подтверждает также пример Оранг Оранг (Orang Orang), сетевой базы данных живой музыки и звуковых произведений искусства, и его дочерних систем - Открытого Видео Архива (The Open Video Archive - OVA) и Открытого Мета-Архива. Все эти системы разработаны Томасом Кауллманом, ранее участвовавшим в создании локальной сети Internationale Stadt Berlin и группы сетевого радио Radio Internationale Stadt, тоже в Берлине.

Что касается Оранг Оранг, в пополнении и поддержании этой базы участвует большая группа пользователей (примерно 200 человек), составляющих тесно связанное сообщество музыкантов, композиторов, диджеев, организаторов и радио-эксперииментаторов. Эта база данных одновременно располагается на нескольких серверах, которые автоматически взаимно обновляются, используя SMTP-протокол (электронную почту).

Система полностью полагается на местное сообщество, постольку поскольку оно создает и поддерживает базу данных, а также в области оценки содержащихся в ней объектов. Дискуссия подтвердила, что многие организации и инициативы в сетевой сфере рассматривают базы, основанные на участии преданных пользователей, как весьма ценный ресурс.

В случае с Everything.com создается сетевой архив «всего». Пользователи архива оценивают каждое отдельное дополнение, поэтому легко понять, какие статьи особенно популярны или непопулярны. Еще одним примером системы оценки пользователей являются отзывы о книгах, представленные отдельными пользователями на amazon.com.

Следует также отметить, что Оранг Оранг не «мертвый» архив и не архив мертвых предметов искусства. Напротив, он создается и постоянно расширяется вполне живой группой (звуковых) художников, которые используют эту базу данных как орудие живой культуры и современного культурного производства, а не для сохранения культурного наследия. Социальная динамика использования Оранг Оранг четко отличается от системы, на которую ориетируются крупномасштабные мультимедийные программы культурного наследия, которые пропагандирует Е.С., например, MEDICI.

Важный и постоянно возникающий вопрос для всех, кто связан с онлайновыми архивами и особенно архивацией сетевых материалов -изменение технических стандартов. Об этом свидетельствуют справедливые жалобы компьютерных пользователей и представителей медиа-арта, которые чувствуют свою зависимость от постоянно обновляющегося программного обеспечения. Для Интернета эта проблема еще более актуальна.

Обсуждение проекта ArtBase (Ризом) - Интернет-архива проектов сетевого искусства - затронуло самую основную проблему - что именно следует архивировать и сохранять: работу в целом, по возможности наиболее полно, или ее описание, что кажется наиболее подходящим решением, если данное произведение инкорпорирует “реальные” элементы и непосредственный социальный контакт, или же следует сохранять техническую копию в качестве точного воспроизведения в более современном техническом формате? Что именно считается точной копией?

И, наконец, следует ли архивировать сами объекты или мета-данные? Ризом отвечает: и то, и другое!

В некоторых случаях, например, с пресловутым дуэтом jodi.org.net.art, произведения искусства сделаны в определенном формате программного обеспечения. Одна из работ jodi.org основана на ошибке браузера Netscape 2.0. Что архивируется в таких случаях: само произведение вместе с программным обеспечением, необходимым для его просмотра, произведение и соответствующие plug-ins? А как насчет аппаратного обеспечения?

Вопрос о том, что именно следует архивировать в техническом аспекте приводит к более общей проблеме отбора. В сфере традиционной культуры и искусства, по большей части, сущность подхода культурных институтов и инициатив составляет именно тщательный критический отбор.. В виртуальном мире все подпадают под влияние идеологии связности (connectivity). Однако стоит задаться вопросом, насколько вообще желанно достижение тесной связи сетевых архивов и баз данных для их самоидентификации, смысла и контекста.

Очевидно, что идея взаимосвязи архивов и баз данных вызывает серьезные технические проблемы.

Во-первых, вопрос общих стандартов, на которых должна основываться «интероперабельность».

Во-вторых, еще более сложный вопрос категоризации и стандартизации набора ключевых слов для алфавитного указателя базы данных, поскольку один и тот же термин может в разных контекстах иметь разное значение:

- В библиотечном деле было с определенным успехом запущено несколько проектов для создания именно таких технических и семантических стандартов, поскольку они также применяются в этой области;

- в музейном деле, особенно в музеях искусства, возникает гораздо большее сопротивление непосредственной взаимосвязи сетевых архивных систем. Кроме того, еще не существует доступной или широко распространенной системы описания, которая дала бы возможность для осмысленного перекрестного соединения онлайновых архивов.

Еще одна проблема - это проблема развития мета-языка, который позволил бы создавать взаимозаменяемые описания информационных объектов в различных типах средств связи.

«Местные» стандарты значений, существующие внутри определенных сообществ по интересам или географических рамок, не должны автоматически отвергаться. В конце концов, не существует единственно правильного способа описания объекта, и тот факт, что какое-то определение существует исключительно в локальном контексте не лишает это определение ценности.

(“Местный”, в данном случае может также относится к различным сообществам, объединенным каким-либо общим интересом, но не местом проживания).

Еще один интересный момент - использование «разумных» инструментов поиска в качестве посредников для работы со сложными информационными системами и для сложных запросов пользователей. Обсуждалась, например, прокси-система http://arts.uci.edu/agents & http://arts.uci.edu/tutorial. Количество исследований в этой области в последнее время, кажется, несколько сократилось. Использование NIA (Naturally Intelligent Agent), с пользователем в качестве производителя, напротив, кажется участникам ворк-шопа более популярным и перспективным

И наконец, следует упомянуть о индивидуализации данных. По мере накопления базой данных информации о поведении пользователей можно разработать систему индивидуального обслуживания для постоянных посетителей сетевого архива. Конечно, сбор информации о постоянных пользователях связан с риском вторжения в частную жизнь. Система накапливает специфическую информацию деликатного свойства, и личного характера о постоянных пользователях, которая имеет большую ценность как с точки зрения маркетинга так и в личном аспекте. Поэтому последовательная политика защиты частной жизни пользователей и предпочтение анонимных систем перед системами, опознающими каждого пользователя, должны быть общей задачей в этой области.

____________

Сетевые ресурсы:

Проекты программного обеспечения открытого доступа:

- Open Meta Archive (.de): http://meta.orang.org

- Mmbase (.nl): http://www.mmbase.org

- Zope (.uk): http://www.zope.org

- Code Zebra (.ca): http://www.codezebra,net

 

Культурные сетевые архивы:

- Encart Network: http://www.encart.net

- Concept Intermedia Arts Online: http://www.uampfa.org/cia

- European Cultural Backbone: http://www.e-c-b.net

- Netspannung / CAT: http://www.netzspannung.org

 

Библиотечные и музейные проекты:

- CIMI: http://www.cimi.org

- International Council of Archives: http://www.ica.org

- International Federation of Library Associations:

http://www.ifla.org

- DLIB: http://www.dlib.org

- EU methodology web site: http://www.schemas.org

Эрик Клюйтенберг, Амстердам, 05.12. 2000.

Эрик Клюйтенберг.

Теоретик, писатель, организатор проектов в области культуры и технологии. В настоящий момент базируется в Де Бали - Центре Культуры и Политики в Амстердаме, а также читает курс «Культура и новые медиа-технологии» в Амстердамском Университете.

Преподавал медиа-теорию в рамках аспирантской программы по искусству, дизайну и новым медиа-технологиям в Media-GN и Академии Минервы в Гронингене; был сотрудником Кёльнской Академии Медиа-Арта.

Читал лекции и опубликовал многочисленные статьи на темы культуры, новых медиа-технологий и культурной политики по всей Европе.

С 1988 участвовал в организации важнейших мероприятий медиа-культуры, таких как Второй Междунарожный Симпозиум Электронного Искусства (SISEA), Interstanding I, II, & III (Таллин, Эстония), конференция Новая Медиа-культура в Европе («P2P», Амстердам/Роттердам), Следущие 5 Минут (третья конференция по ? tactical media), и наконец, «ТюльпаноманияDotCom - Критика Новой Экономии» и международный фестиваль (Streaming Media) «net.congestion».

 

URLs:

Тексты:

* Media without an Audience (2000):

http://www.nettime.org/nettime.w3archive/200010/msg00204.html

* Smash the Surface / Break Open the Box / Disrupt the Code (2000):

http://www.nettime.org/nettime.w3archive/200006/msg00132.html

* The Politics of Cultural Memory (1999):

http://www.nettime.org/nettime.w3archive/199907/msg00083.html

* Frequently Asked Questions about the Public Domain (1998):

http://www.nettime.org/nettime.w3archive/199901/msg00063.html

* Connectivity, New Freedom, New Marginality (1998):

http://www.v2.nl/mail/v2east/1998/second/0133.html

 

Проекты:

* net.congestion - International Festival of Streaming Media:

http://net.congestion.org

* Tulipomania DotCom - A Critique of the New Economy:

http://www.balie.nl/tulipomania

* We Want Bandwidth Campaign (Hybrid Workspace, documenta X):

http://www.waag.org/bandwidth

- Some Remarks on the Question of Bandwidth:

http://www.nettime.org/nettime.w3archive/199707/msg00028.html

- Bandwidth and Content:

http://www.nettime.org/nettime.w3archive/199707/msg00044.html

* Next 5 Minutes: http://www.n5m.org

Towards a New Media Culture in Europe - From Practice to Policy: http://www.dds.nl/p2p


 


    © 2001
MediaArtLab; design – @division

  
TopList