Эрик
Клюйтенберг.
Живой архив.
Египтолог Ян Ассман
отмечает, что культурная память - не
статический объект, а динамичная
повторяющаяся практика, постоянный обмен
между различного рода объектами памяти и
повествованиями, динамически
конструируемыми вокруг них. Концепция
Ассмана иллюстрирует постоянное
противоречие, возникающее при
архивировании объектов современной
культуры, которое невозможно разрешить,
противоречие между природой живой
культурной практики и мавзолейным статусом
музея или архива.
Новые медиа не смогут
сами по себе эффективно решить эту проблему.
И все же имеются некоторые основания для
оптимистической уверенности в том, что
профессия архивиста может быть избавлена
от ранее обязательной некрофилии. Возможно,
Интернету не удается создание чего-то
перманентного, но зато он действительно
привносит важное новое качество, которое
может помочь в уменьшении разрыва между
живой культурой и мертвым архивом. Сеть -
посредник, доступный всем, который можно
изменять, расширять, совершенствовать и
трансформировать непрерывно.
Эту способность
Интернета к трансформации отражают, в
частности, сетевые архивы. Новая структура
баз данных начинается с условия отделения
информации, которая в большой степени
независима от технического носителя, гибка,
открыта и умножаема. Таким образом,
практика сетевого архивирования может
стать динамичной и такой же живой, как и
живая культура, которую она документирует,
путем конструирования постоянно ре-интерпретируемой
памяти. Это уже ближе к созданию культурной
памяти вообще, как ее описывает Ассман:
постоянный обмен между динамичными
цифровыми объектами памяти, их
взаимоотношения, повествования,
возникающие вокруг них.
И как же это будет работать?