Медиа-художник
и Система: новые стратегии.
Ольга Горюнова, Алексей
Шульгин.
Горюнова Ольга.
Медиа-исследователь,
критик новых медиа. Автор статей по медиа-культуре.
Автор курса лекций по истории медиа-технологий
и основам медиа-теории "Медиа. История
экспансии", прочитанного в Институте Про
Арте, С.-Петербург; ЦСИ Алматы, Казахстан.
Шульгин Алексей.
Художник, теоретик,
музыкант, преподаватель, куратор, фотограф.
Участник сотен выставок и конференций.
Автор статей. Пионер мирового сетевого
искусства. Изобретатель Form Art (www.c3.hu/collection/form)
и FuckU-FuckMe (www.fu-fme.com), лидер кибер-панк-рок
группы 386 DX (www.easylife.org/386dx).
___________
Для того, чтобы
сегодня адекватно воспринимать "действительность"
(термин, конечно, скомпрометированный, но
чутьолучше "реальности", - впрочем,
пусть будет - "происходящее"), чтобы
иметь критическую дистанцию по отношению к
нему, понимать, каким образом функционирует
современность хотя бы в некоторых
избранных точках, необходимо, помимо
теоретических знаний (типа критической
теории общества, истории медиа технологий и
др.) обладать разного уровня практическими
навыками: программирование на серьезном
уровне; маркетинг и менеджмент;
юриспруденция...
Как может человек, не
обладающий серьезными технологическими
знаниями, заметить и обдумать опасность,
исходящую от программного обеспечения в
стиле "user friendly"? Он также неспособен
отследить действия собственного
компьютера и уже не может уверенно
провозглашать личную свободу и
независимость. Следствие: будущее - за
компьютерными специалистами, будь то
наемники Microsoft или поклонники Linux. Не
обладающим грузом таких знаний остается
плавание на поверхности.
Далее рассмотрим "человека,
не обладающего серьезными
технологическими знаниями" - плавающего
художника. Ведь большинство медиа
художников не способны программировать Java
и не разбираются в микрочипах, произведены
ли они методом оптической,
сверхультразвуковой или электронно-лучевой
литографии. Тем не менее, они тянутся к
свету, который, как известно, есть знание.
Если такой художник не осторожничает, как
лиса в курятнике (к чему его вынуждают
нынешние обстоятельства), и не считает, что,
"если он не интересуется политикой, то
политика заинтересуется им", то он
превращается в идеального нового
потребителя.
Как известно, старый
образ активного потребителя - центрального
субъекта общественной жизни, на который
ориентировались компании как при
производстве, так и при распространении,
рекламе своих товаров - молодой или
моложавый бизнесмен, энергичный, с умным
взглядом, стал резко сдавать свои позиции.
По крайней мере, в области информационных
технологий.
High tech требует
покупательной способности такой силы и
постоянства, которой обладает только
вечный огонь. Если в 1945 году, при разработке
одного из претендентов на звание первого
компьютера ENIAC считалось, что шесть таких
машин для США будет вполне достаточно, то
сейчас лаборатории производят компьютеры и
приспособления такой мощности и точности,
которые мало кто способен потребить.
Соответственно, -
необходимо создать нового потребителя,
новый привлекательный образ потребителя.
В бизнесмене есть что-то
от владельца фабрики, агента массового
производства и распространения - доминанты
индустриального общества. Центром
постиндустриального общества является
информация и знание. Для стабильного
существования и развития такому обществу
необходимо, помимо массового производства
и потребления, различие, индивидуальность,
творческое начало. Постоянное производство
новых идей, - основа регуляции и развития
этой системы.
Если раньше верным
членом общества являлся one-dimensional man, то
теперь он преобразуется в multi-dimensional man.
Кроме того, для
сохранения системе необходимо сохранять
крайнюю мобильность и гибкость, - это, в
некотором роде, постоянно пере-собирающаяся
система.
В ком, по мнению
общества, сильно развито творческое начало?
В художнике. Кто стремится быть на самом
рубеже настоящего, между настоящим и
будущим? Художник. Кто мобилен и креативно
деструктивен? Конечно, художник. Именно художник
с чертами экстремального спортсмена,
сумасшедшего ученого и тихого бизнесмена - идеальная
модель для образа нового потребителя.
Так же, как используя
фрагмент "Венеры" Ботичелли в заставке
при загрузке Adobe Illustrator система
обезвреживает ценности путем их
выхолащивания (встраивание в другой
контекст таким образом, что, сохранив форму,
содержание видоизменяется до своей полной
противоположности), так и, используя образ
художника в качестве нового потребителя,
новой центральной фигуры общественной
структуры, она выхолащивает его содержание,
подменяя выгодным ей, в своем стремлении к
совершенствованию и безопасности. И
радикальному, и критическому художнику,
агрессивному по отношению к установившимся
правилам, найдется здесь место, и не
последнее, - как лучшему двигателю
прогресса информационного общества: через
разрушение - к созиданию более устойчивого.
Стабильная
мобильность - девиз художника, девиз нового
потребителя, девиз менеджмента новых медиа.
Если же художник
обладает грузом знаний, достаточных для
погружения на такую глубину современной
структуры, где и происходит управление
разного рода потоками, поверхность которых
мы наблюдаем и, собственно, экспириенсируем,
ему уготована другая роль. Такой художник в
ряде случаев становится дилером новых
медиа, дилером high tech. Самый яркий
пример такого рода деятельности - звезда
последнего времени - коллектив Неточка
Незванова.
Итак, новые отношения
с Системой, в которые оказывается втянут
или сознательно вступает художник,
предлагают две работающие под прикрытием
стратегии, два образа: новый консумерист и
дилер высоких технологий, которые, в общем,
продолжают традиции работы
культуриндустрии по созданию ложных
потребностей. Сопротивление же требует
трезвости и знаний.