МЕДИА ФОРУМ
(23-27 июня 2001)
 ХХIII Московского международного кинофестиваля

К о н ф е р е н ц и я +
к о н к у р с н а я   п р о г р а м м а

  

 

Сюзанн Яшко.

Непрерывное изобретение заново или
…фестиваль : показ, лаборатория, семинар… 

Шумиха вокруг фестивалей медиа-искусства остается прежней – в то время как по всему миру возникают новые фестивали, уже признанные фестивали сталкиваются с быстрым развитием медиа-искусства и значительными изменениями медиа-культуры, следствием чего становится переосмысление структуры, содержания и целей фестиваля.

Некоторые из старейших европейских фестивалей, таких как Берлинский “Трансмедиале” (Германия), или “ВИПЕР” в Базеле (первоначально Цюрих, Швейцария), начинали 15 лет назад как фестивали исключительно видео-арта, и отреагировали на влияние, оказанное Интернетом, компьютерной графикой и интерактивными методами, расширением программы и введением новых категорий состязания. Это произошло благодаря существовавшей потребности в форумах, в рамках которых демонстрировались и обсуждались бы художественные эксперименты, не освещавшиеся традиционными культурными учреждениями, такими как музеи и художественные галереи. Художники, в свою очередь, жаждали представить свои работы более широкой аудитории, чем их собственный узкий круг, сложившийся отчасти как реакция на отторжение коммерческим и искусством и культурными учреждениями, а частично как результат недостаточного интереса самих медиа-художников к сфере более консервативного искусства.

Медиа искусство в 1990-х имело тесные взаимоотношения с кругом разнообразных дисциплин, таких как общество, технология, наука и философия, а традиционное искусство, напротив, казалось своего рода замкнутой системой, какой оно по большей части остается до сих пор. Новые связи медиа-искусства нуждались в анализе и обсуждении, поэтому вскоре выставки медиа-искусства стали сопровождаться конференциями и заседаниями экспертных советов.

В настоящее время эти две ранее отдельные и параллельные системы художественного творчества, медиа-арт и традиционное искусство, постепенно сращиваются. Наблюдается медленное продвижение навстречу друг другу, видео-арт уже включается в коллекции, художественные биеннале и экспозиции галерей. Как следствие этого движения возникает вопрос: выполнили ли фестивали, такие как “Трансмедиале”, свою задачу по отношению к видео-арту и следует ли им теперь перключиться на другие виды художественной и медиальной деятельности? Если так, то какие обязанности у сегодняшнего медиа-арт фестиваля? Все еще демонстрация произведений и их обсуждение, поддержка продукции медиа-искусства – или, другими словами, каково на сегодняшний день состояние медиа-искусства и его аудитории?

То, что обычно рассматривается как видео-арт, представляет собой широкий спектр художественного творчества, основанного на новых технологиях, от видео-арта до програмного искуства, от Интернет-проектов до интерактивных локальных систем. Некоторые произведения отражают, в основном, медиа-культуру, другие – более общую проблематику, и именно среди них находятся такие, которые только повторяют устаревшие точки зрения на искусство с помощью новых средств.

Например: видео. Сфера художественного видео делится на разные области, видео-арт – всего лишь один из ее жанров. Сегодня цифровое видео используется как основа для всяческих видов движущихся изображений: классического художественнго фильма, котороткометражного фильма, Интернет-фильма, имейл-фильма, нелинейного DVD или CD-ROMа, документального фильма, видео-арта, экспериментального фильма и так далее.

Видео-арт, возникший в 1980-е, был прежде всего поиском художественного самовыражения вне как неподвижного изображения, так и кинематографической картинки. Этого противопоставления более не существует. Следовательно, что следует изменить фестивалю новаторского медиа-искусства – так это именно перспективу. Необходим поиск новой цифровой образности, тщательный анализ дистрибуции и влсприятия этих движущихся образов и их эстетического развития.

В настоящий момент наиболее актуальным для медиа-искусства остается вопрос поиска аудитории и адекватной презентации. В культурной системе Запада государства в основном озабочены сохранением искусства, и по сравнению с этим их затраты на поддержку творчества весьма невелики. Особенно это касается сферы медиа-искусства, где для работы требуются не просто краски и холст, а довольно дорогостоящие технологии, и которое очень нуждается в поддержке и помощи со стороны государства. До некоторой степени фестивальные премии могут компенсировать эту нехватку, но большинство фестивалей обладают ограниченным бюждетом и для них достаточно было бы найти соответствующие формы презентации медиа-искусства, которые усложняются вместе со степенью концептуальности произведения. Это не новая проблема, но весьма щекотливая по отношению к публике, от которой зависят фестивали.

Например: программное искусство (софтвер-арт). Впервые в рамках “Трансмедиале” 2001 были представлены работы в этой категории, существование которой как жанра все еще дебатируется. В следующем году снова будут представлены художественные проекты, в которых творческий процесс зависит в большой степении от программирования. Программное обеспечение рассматривается не как функциональный инструмент, на котрый опирается собственно произведение, а как материал для творчества. Конечно, софтвер-арт вызывает некоторые проблемы экспозиции на фестивале. Поскольку творческий процесс не может быть осознан только по окончательному результату, то есть произведению искуства в форме сетевого сайта, инсталляция или только программа должна быть представлена другим способом. Программное искусство самоочевидно для группы специалистов по программированию, все остальные жаждут объяснений и демонстрации, что фестиваль может осуществить не сразу, например, дополняя экспозицию информационным материалом или с помощью проведения воркшопов как инстенсивного обмена знаниями в области медиа.

К счастью, фестиваль представляет собой довольно гибкую структуру, и это дает ему большое преимущество в отношении высокой скорости медиа-культуры. В этом аспекте фестивалю очень выгоден его статус проекта, а не института. Каждый год нащупывание границ фестивальности становится вызовом, так же как и поиск надлежащей перспективы, которая позволила бы рассмотреть огромные социальные и технологические перемены, оказывающие непосредственное воздействие на искусство.


    © 2001
MediaArtLab; design – @division

  
TopList