Сюзанн
Яшко.
Непрерывное
изобретение заново или
…фестиваль
: показ, лаборатория, семинар…
Шумиха
вокруг фестивалей медиа-искусства остается
прежней – в то время как по всему миру
возникают новые фестивали, уже признанные
фестивали сталкиваются с быстрым развитием
медиа-искусства и значительными
изменениями медиа-культуры, следствием
чего становится переосмысление структуры,
содержания и целей фестиваля.
Некоторые
из старейших европейских фестивалей, таких
как Берлинский “Трансмедиале” (Германия),
или “ВИПЕР” в Базеле (первоначально Цюрих,
Швейцария), начинали 15 лет назад как
фестивали исключительно видео-арта, и
отреагировали на влияние, оказанное
Интернетом, компьютерной графикой и
интерактивными методами, расширением
программы и введением новых категорий
состязания. Это произошло благодаря
существовавшей потребности в форумах, в
рамках которых демонстрировались и
обсуждались бы художественные
эксперименты, не освещавшиеся
традиционными культурными учреждениями,
такими как музеи и художественные галереи.
Художники, в свою очередь, жаждали
представить свои работы более широкой
аудитории, чем их собственный узкий круг,
сложившийся отчасти как реакция на
отторжение коммерческим и искусством и
культурными учреждениями, а частично как
результат недостаточного интереса самих
медиа-художников к сфере более
консервативного искусства.
Медиа
искусство в 1990-х имело тесные
взаимоотношения с кругом разнообразных
дисциплин, таких как общество, технология,
наука и философия, а традиционное искусство,
напротив, казалось своего рода замкнутой
системой, какой оно по большей части
остается до сих пор. Новые связи медиа-искусства
нуждались в анализе и обсуждении, поэтому
вскоре выставки медиа-искусства стали
сопровождаться конференциями и
заседаниями экспертных советов.
В
настоящее время эти две ранее отдельные и
параллельные системы художественного
творчества, медиа-арт и традиционное
искусство,
постепенно сращиваются.
Наблюдается медленное продвижение
навстречу друг другу, видео-арт уже
включается в коллекции, художественные
биеннале и экспозиции галерей. Как
следствие этого движения возникает вопрос:
выполнили ли фестивали, такие как “Трансмедиале”,
свою задачу по отношению к видео-арту и
следует ли им теперь перключиться на другие
виды художественной и медиальной
деятельности? Если так, то какие
обязанности у сегодняшнего медиа-арт
фестиваля? Все еще демонстрация
произведений и их обсуждение, поддержка
продукции медиа-искусства – или, другими
словами, каково на сегодняшний день
состояние медиа-искусства и его аудитории?
То,
что обычно рассматривается как видео-арт,
представляет собой широкий спектр
художественного творчества, основанного на
новых технологиях, от видео-арта до
програмного искуства, от Интернет-проектов
до интерактивных локальных систем.
Некоторые произведения отражают, в
основном, медиа-культуру, другие – более
общую проблематику, и именно среди них
находятся такие, которые только повторяют
устаревшие точки зрения на искусство с
помощью новых средств.
Например:
видео. Сфера художественного видео делится
на разные области, видео-арт –
всего лишь
один из ее жанров. Сегодня цифровое видео
используется как основа для всяческих
видов движущихся изображений:
классического художественнго фильма,
котороткометражного фильма, Интернет-фильма,
имейл-фильма, нелинейного DVD
или
CD-ROM’а,
документального фильма, видео-арта,
экспериментального фильма и так далее.
Видео-арт,
возникший в 1980-е, был прежде всего поиском
художественного самовыражения вне как
неподвижного изображения, так и
кинематографической картинки. Этого
противопоставления более не существует.
Следовательно, что следует изменить
фестивалю новаторского медиа-искусства –
так это именно перспективу. Необходим поиск
новой цифровой образности, тщательный
анализ дистрибуции и влсприятия этих
движущихся образов и их эстетического
развития.
В
настоящий момент наиболее
актуальным для
медиа-искусства остается вопрос поиска
аудитории и адекватной презентации. В
культурной системе Запада государства
в основном
озабочены сохранением искусства, и по
сравнению с этим их затраты на поддержку
творчества весьма невелики. Особенно
это касается сферы медиа-искусства, где для
работы требуются не просто краски и холст, а
довольно дорогостоящие технологии, и
которое очень нуждается в поддержке и
помощи со стороны государства. До некоторой
степени фестивальные премии могут
компенсировать эту нехватку, но
большинство фестивалей обладают
ограниченным бюждетом и для них достаточно
было бы найти соответствующие формы
презентации медиа-искусства, которые
усложняются вместе со степенью
концептуальности произведения. Это не
новая проблема, но весьма щекотливая по
отношению к публике, от которой зависят
фестивали.
Например:
программное искусство (софтвер-арт).
Впервые в рамках “Трансмедиале” 2001 были
представлены работы в этой категории,
существование которой как жанра все еще
дебатируется. В следующем году снова будут
представлены художественные проекты, в
которых творческий процесс зависит в
большой степении от программирования.
Программное обеспечение рассматривается
не как функциональный инструмент, на котрый
опирается собственно произведение, а как
материал для творчества. Конечно, софтвер-арт
вызывает некоторые проблемы экспозиции на
фестивале. Поскольку творческий процесс не
может быть осознан только по
окончательному результату, то есть
произведению искуства в форме сетевого
сайта, инсталляция или только программа
должна быть представлена другим способом.
Программное искусство самоочевидно для
группы специалистов по программированию,
все остальные жаждут объяснений и
демонстрации, что фестиваль может
осуществить не сразу, например, дополняя
экспозицию информационным материалом или с
помощью проведения воркшопов как
инстенсивного обмена знаниями в области
медиа.
К
счастью, фестиваль представляет собой
довольно гибкую структуру, и это дает ему
большое преимущество в отношении высокой
скорости медиа-культуры. В этом аспекте
фестивалю очень выгоден его статус проекта,
а не института. Каждый год нащупывание
границ фестивальности становится вызовом,
так же как и поиск надлежащей перспективы,
которая позволила бы рассмотреть огромные
социальные и технологические перемены,
оказывающие непосредственное воздействие
на искусство.
|