Татьяна
Горючева
Системы
ценностей и их воспроизводство.
Историческая и культурная валоризация
медиа искусства.
Появление
в поле ММКФ Медиа Форума, своего рода,
фестиваля-спутника, - само по
себе явление весьма интересное для анализа
культурной ситауции как таковой, в которой
сегодня пытаются выжить и пробить себе
дорогу инновационные и
экспериментальные формы искусства,
использующего новые аудиовизуальные
электронные и цифровые технологии и не
ориентированного на извлечение прибыли
посредством "покрытия" как можно
большей аудитории. Но что стоит за
определениями, возможно, уже кому-то
набившими оскомину, "инновационный"
и "экспериментальный" в данном
контексте? По форме - это"сырые"
творческие идеи, но не в смысле
НЕДОдуманные, -деланные, -доработанные, а
представляющие собой по сути саму прямоту и
раскованность художественного
высказывания, отражающего во всей его
непосредственности ход мысли, зачастую
витиеватый или шокирующе прямой.
Это рискованные идеи,
лишенные маркетинговой многоступенчатой
осцилляции. В настоящий момент в России мы
находимся в ситуации, когда фактически пока
отсутсвуют нормальные условия для
существования и развития этой творческой
лаборатории, необходимой для качественного
прогресса в воспроизводстве "культурного
продукта" или содержания. А основными
необходимыми условиями ее существования,
помимо материальных, являются:
- наличие эффективного
информационного обмена между
профессионалами, профессионалами
и публикой;
- наличие механизмов
обращения творческих изысканий, проектов,
идей в рамках общекультурного обмена;
- наличие условий для
накопления, обмена и воспроизводства
знаний (образование, научные исследования);
однако ключевым моментом
успешного развития вышеперечисленных
элементов является -
наличие платформы для культурной
валоризации "творческой продукции".
Именно последнее и было
поставлено во главу угла при организации
международной конференции
"Доступ к вседоступному"/"Access to Excess",
проходящей в рамках II Медиа
Форума.
Валоризация - термин
экономический, означающий увеличение
ценности чего-либо.
Борис Гройс ввел его в оборот применительно
к культуре, используя для
характеристики того, как в процессе
взаимообмена между профанной и "высокой"
или валоризованной, т.е. ценной, культурами
обретают ценность и тем
самым вводятся в культурный обмен элементы,
до того не имевшие для культуры
качественного статуса и вообще значения. (1) [Борис
Гройс.
Инновационный обмен. В кн. Утопия и обмен. М.,
1993.] Творческая деятельность
и ее плоды начинают распознаваться как
настоящее искусство только
тогда, когда они не только могут быть
оценены с позиций имеющихся либо
задаваемых специфических критериев, но
также обладают качествами, сообщаgющими
художественному явлению уникальную
ценность, что, в свою очередь,
делает его ценным для культурной памяти, а
затем и арт-рынка.
Очевидно, что механизм
валоризации, работа которого основана на
двух составляющих:
накоплении и дистрибуции, - находится в
ведении определенных институций
и подчиняется определенным логике и
условиям. Последние, не являясь
уникальными для разных типов культур, тем
не менее, благодаря экспансии
западной цивилизации унифицируются в
соответствии с ее приоритетами
практически повсеместно. Такие понятия как
архив и авторское право
определяют собой принципиально важные
системные образования, в соответствии
с которыми культурный продукт вводится в
процесс потребления и воспроизводства
содержания. В первом случае речь идет о
системе упорядочивания
культурных ценностей на основе принятых
классификаций, которые
обуславливают логику функционирования
культурного капитала, заключающего
в себе произведения/объекты и знания. По
определению М.Фуко, "Архив
- это прежде всего закон того, что может быть
сказано, система, обуславливающая
появлений высказываний как единичных
событий".(2) [Мишель Фуко.
Археология знания. Киев, 1996. С.130] Во
втором случае мы имеем
дело с системой регулирования отношений в
процессе обмена ценностями и,
что более важно, распределения выгоды или
прибыли от их распространения и использования.
Интенсивное развитие информационно-коммуникационных
технологий повлекло за
собой качественные изменения методов
производства и распространения
содержания, контроль за которыми
становится осуществлять сложнее,
отношения внутри ситем становятся
подвижными, а ситуация в целом - динамичной
и нестабильной.
Применительно к ситуации
современного медиа искусства, с самого
начала необходимо
принять во внимание тот факт, что несмотря
на уже состоявшуюся его
прописку в официальном культурном
контескте музеев и образовательных учреждений,
уже сложившуюся историю и накопленный "золотой
фонд", тем не менее
благодаря тому же стремительному развитию
технологий, являющихся для него
одновременно и средством и объектом, этот
вид искусства остается на сегодня,
пожалуй, самым неоднородным,
методологически гибридным и открытым радикальным
инвенциям. Идеи, проблемы, технологии,
приемы, которыми оперируют
медиа художники часто выводят их
творчество не просто за пределы собственно
эстетики, но и способствуют их активному
внедрению в сферы общественных
интересов и даже "большого бизнеса".
Инновационные технологические
разработки, социокультурные проекты,
сетевое коллективное творчество,
политическая активность, - определяют
сегодня стратегию развития современного
медиа искусства и, даже более широко, медиа
культуры. Ценность этой
творческой активности обуславливается
появлением идей и практических
опытов, воздействующих на качественное
преобразование различных
составляющих механизма существования
современного общества, включая
этику и мораль, таким образом,
трансформируя или корректируя системы
ценнностей.
Очевидно, что современная
медиа культура не озабочена производством
материальных ценностей.
Проблематика, аккумулируемая в ее среде,
определяется не столько эстетической
репрезентацией тех или иных сюжетов реальности,
сколько интеграцией идей, методов и
технологий, часто принадлежащих
различным областям, с целью продуцирования
не только новых смыслов,
но и практических решений. Во многом это
обусловлено технологической
детерменированностью медиа искусства, а
технологическая среда,
как известно, движима установкой на
постояное качественное преобразование,
собственно, технический поргресс. В этой
связи проблемы включения
медиа культуры в исторический архив и
культурный обмен требуют решений,
адекватных таким характеризующим медиа
культуры как технологическая гибридность,
интердисциплинарность, распределенность
во времени и пространстве, динамичность
развития.
Другая сторона этих
проблем - это вопрос о качестве содержания,
выработке его критериев
для сохранения ценностной оси координат, а
также о том, есть ли в
этом сегодня вообще смысл, - в условиях
перепроизводства, наблюдающегося в
культуре в том числе, когда новые
технологии позволяют не только
относительно быстро и легко производить и
распространять творческие "изыскания",
но и успешно промоутировать и делать
популярным фактически все что
угодно. Кроме того, с развитием новых форм и
технологий дистрибуции, или распространения
содержания, и пополнения культурных
архивов (баз данных) в Интернет,
предполагающих легкость копирования и
воспроизводства, открытость доступа
и динамичность, изменяется понимание
частной, корпоративной и общественной
выгоды от создания, владения и
распространения в тех или иных формах
продуктов творчества. Как следствие,
изменяются подходы к выработке стратегий
организации и технического обеспечения
этих процессов. По-видимому,
имеет смысл говорить сегодня о выработке
профессиональных методологических
оснований и практических решений для
эффективного использования
новых возможностей в интересах как авторов
и публики, так и качественного
прогресса ситуации в целом.
Ключевой вопрос
конференции: Роль и
формы участия институциональных
посредников, т.е. организаций, занимающихся
медиа искусством, в разарботке адекватных
методов накопления и распространения
медиа искусства, куда включаются такие
частные проблемы, как:
сохранение произведений электронного
искусства; коллекционирование, хранение
и экспонирование новых форм цифровых
искусств (как например, сетевое
искусство, soft art, и т.д.); расширение
возможностей доступа к материалам
и информации посредством использования
сетевых технологий; повышение
эффективности использования информации и
материалов с помощью электронных
баз данных; регулирование отношений с
авторами; развитие дистрибуционных
механизмов.
Татьяна
Горючева, международный координатор
Медиа Форума, со- куратор конференции «Доступ
к вседоступному»
|