МЕДИА ФОРУМ
(23-27 июня 2001)
 ХХIII Московского международного кинофестиваля

К о н ф е р е н ц и я +
к о н к у р с н а я   п р о г р а м м а

  

 

Татьяна Горючева

Системы ценностей и их воспроизводство. Историческая и культурная валоризация медиа искусства.

 Появление в поле ММКФ Медиа Форума, своего рода, фестиваля-спутника, - само по себе явление весьма интересное для анализа культурной ситауции как таковой, в которой сегодня пытаются выжить и пробить себе дорогу инновационные и экспериментальные формы искусства, использующего новые аудиовизуальные электронные и цифровые технологии и не ориентированного на извлечение прибыли посредством "покрытия" как можно большей аудитории. Но что стоит за определениями, возможно, уже кому-то набившими оскомину, "инновационный" и "экспериментальный" в данном контексте? По форме - это"сырые" творческие идеи, но не в смысле НЕДОдуманные, -деланные, -доработанные, а представляющие собой по сути саму прямоту и раскованность художественного высказывания, отражающего во всей его непосредственности ход мысли, зачастую витиеватый или шокирующе прямой.

Это рискованные идеи, лишенные маркетинговой многоступенчатой осцилляции. В настоящий момент в России мы находимся в ситуации, когда фактически пока отсутсвуют нормальные условия для существования и развития этой творческой лаборатории, необходимой для качественного прогресса в воспроизводстве "культурного продукта" или содержания. А основными необходимыми условиями ее существования, помимо материальных, являются:

- наличие эффективного информационного обмена между профессионалами, профессионалами и публикой;

- наличие механизмов обращения творческих изысканий, проектов, идей в рамках общекультурного обмена;

- наличие условий для накопления, обмена и воспроизводства знаний (образование, научные исследования);

однако ключевым моментом успешного развития вышеперечисленных элементов является - наличие платформы для культурной валоризации "творческой продукции".

Именно последнее и было поставлено во главу угла при организации международной конференции "Доступ к вседоступному"/"Access to Excess", проходящей в рамках II Медиа Форума.

Валоризация - термин экономический, означающий увеличение ценности чего-либо. Борис Гройс ввел его в оборот применительно к культуре, используя для характеристики того, как в процессе взаимообмена между профанной и "высокой" или валоризованной, т.е. ценной, культурами обретают ценность и тем самым вводятся в культурный обмен элементы, до того не имевшие для культуры качественного статуса и вообще значения. (1) [Борис Гройс. Инновационный обмен. В кн. Утопия и обмен. М., 1993.] Творческая деятельность и ее плоды начинают распознаваться как настоящее искусство только тогда, когда они не только могут быть оценены с позиций имеющихся либо задаваемых специфических критериев, но также обладают качествами, сообщаgющими художественному явлению уникальную ценность, что, в свою очередь, делает его ценным для культурной памяти, а затем и арт-рынка.

Очевидно, что механизм валоризации, работа которого основана на двух составляющих: накоплении и дистрибуции, - находится в ведении определенных институций и подчиняется определенным логике и условиям. Последние, не являясь уникальными для разных типов культур, тем не менее, благодаря экспансии западной цивилизации унифицируются в соответствии с ее приоритетами практически повсеместно. Такие понятия как архив и авторское право определяют собой принципиально важные системные образования, в соответствии с которыми культурный продукт вводится в процесс потребления и воспроизводства содержания. В первом случае речь идет о системе упорядочивания культурных ценностей на основе принятых классификаций, которые обуславливают логику функционирования культурного капитала, заключающего в себе произведения/объекты и знания. По определению М.Фуко, "Архив - это прежде всего закон того, что может быть сказано, система, обуславливающая появлений высказываний как единичных событий".(2) [Мишель Фуко. Археология знания. Киев, 1996. С.130] Во втором случае мы имеем дело с системой регулирования отношений в процессе обмена ценностями и, что более важно, распределения выгоды или прибыли от их распространения и использования. Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий повлекло за собой качественные изменения методов производства и распространения содержания, контроль за которыми становится осуществлять сложнее, отношения внутри ситем становятся подвижными, а ситуация в целом - динамичной и нестабильной.

Применительно к ситуации современного медиа искусства, с самого начала необходимо принять во внимание тот факт, что несмотря на уже состоявшуюся его прописку в официальном культурном контескте музеев и образовательных учреждений, уже сложившуюся историю и накопленный "золотой фонд", тем не менее благодаря тому же стремительному развитию технологий, являющихся для него одновременно и средством и объектом, этот вид искусства остается на сегодня, пожалуй, самым неоднородным, методологически гибридным и открытым радикальным инвенциям. Идеи, проблемы, технологии, приемы, которыми оперируют медиа художники часто выводят их творчество не просто за пределы собственно эстетики, но и способствуют их активному внедрению в сферы общественных интересов и даже "большого бизнеса". Инновационные технологические разработки, социокультурные проекты, сетевое коллективное творчество, политическая активность, - определяют сегодня стратегию развития современного медиа искусства и, даже более широко, медиа культуры. Ценность этой творческой активности обуславливается появлением идей и практических опытов, воздействующих на качественное преобразование различных составляющих механизма существования современного общества, включая этику и мораль, таким образом, трансформируя или корректируя системы ценнностей.

Очевидно, что современная медиа культура не озабочена производством материальных ценностей. Проблематика, аккумулируемая в ее среде, определяется не столько эстетической репрезентацией тех или иных сюжетов реальности, сколько интеграцией идей, методов и технологий, часто принадлежащих различным областям, с целью продуцирования не только новых смыслов, но и практических решений. Во многом это обусловлено технологической детерменированностью медиа искусства, а технологическая среда, как известно, движима установкой на постояное качественное преобразование, собственно, технический поргресс. В этой связи проблемы включения медиа культуры в исторический архив и культурный обмен требуют решений, адекватных таким характеризующим медиа культуры как технологическая гибридность, интердисциплинарность, распределенность во времени и пространстве, динамичность развития.

Другая сторона этих проблем - это вопрос о качестве содержания, выработке его критериев для сохранения ценностной оси координат, а также о том, есть ли в этом сегодня вообще смысл, - в условиях перепроизводства, наблюдающегося в культуре в том числе, когда новые технологии позволяют не только относительно быстро и легко производить и распространять творческие "изыскания", но и успешно промоутировать и делать популярным фактически все что угодно. Кроме того, с развитием новых форм и технологий дистрибуции, или распространения содержания, и пополнения культурных архивов (баз данных) в Интернет, предполагающих легкость копирования и воспроизводства, открытость доступа и динамичность, изменяется понимание частной, корпоративной и общественной выгоды от создания, владения и распространения в тех или иных формах продуктов творчества. Как следствие, изменяются подходы к выработке стратегий организации и технического обеспечения этих процессов. По-видимому, имеет смысл говорить сегодня о выработке профессиональных методологических оснований и практических решений для эффективного использования новых возможностей в интересах как авторов и публики, так и качественного прогресса ситуации в целом.

Ключевой вопрос конференции: Роль и формы участия институциональных посредников, т.е. организаций, занимающихся медиа искусством, в разарботке адекватных методов накопления и распространения медиа искусства, куда включаются такие частные проблемы, как: сохранение произведений электронного искусства; коллекционирование, хранение и экспонирование новых форм цифровых искусств (как например, сетевое искусство, soft art, и т.д.); расширение возможностей доступа к материалам и информации посредством использования сетевых технологий; повышение эффективности использования информации и материалов с помощью электронных баз данных; регулирование отношений с авторами; развитие дистрибуционных механизмов.

Татьяна Горючева, международный координатор Медиа Форума, со- куратор конференции «Доступ к вседоступному»


    © 2001
MediaArtLab; design – @division

  
TopList