Программа Медиа Форума
I. Конкурсная программа
II. Презентационная программа (информационные ретроспективные показы и специальные кино- и видеопоказы).
|
«Похищение Сабинянок»
Фильм Ив Суссман, США, 2006, 80’00’’
Эта авангардная костюмированная драма в пяти актах снималась в Берлине, Афинах и на греческом острове Гидра. В ней пересказывается древний миф о сабинянках, которых римляне соблазнили, похитили и насильно взяли замуж и которые затем вмешались в конфликт между своими мужьями и сабинянскими родственниками, чем спасли судьбу западной цивилизации.
Героика и великолепие этого фильма были вдохновлены картинами Пуссена, Рубенса и Давида (в особенности давидовым «Вмешательством сабинянок» 1799 года), хотя «Похищение» Суссман снято в невероятно стильном и оптимистичном духе 1960-х.
Вопреки утопическому налету в энергичных 60-х следует искать истоки ситуации, в которой мир оказался сейчас. В интерпретации мифа о сабинянках Ив Суссман, где медленно и живописно бьются насмерть, встает картина рождения нового общественного порядка через деструкцию.
С точки зрения художественного языка фильм отражает основную тенденцию современного искусства после 70-х годов быть поистине всеядным: наряду с неоклассикой и интернациональным стилем, в фильме присутствуют элементы авангарда 30-х и формализма. Его сценография напоминает космополитизм спектаклей Роберта Уилсона и Пины Бауш, фотографические постановки Синди Шерман, Ричарда Принса, Лоры Симпсон, Роберта Лонго или Филиппа-Лорки Декорча, историческую размашистость живописцев неоэксперссионистов Джулиана Шнабеля и Давидя Сале, а так же скульптора-режиссера Мэтью Барни.
Фильм Ив Суссман, по сути, новая форма художественной картины. 89 секундый кадр в «Альказаре» благодаря магии видео сумел держать зрителей завороженными в течение 10 минут; избыток зрелищности «Похищения сабинянок» своей роскошью и соблазном держит внимание все 80.
Ив Суссман начала с выставки видео в Бронвайн Кенан Гэлери в Сохо в 1997. В 2004 она сняла «89 секунд в Альказаре», завораживающий 10-минутный реэнактмент веласкесовских «Менин», которые стали одним из централдьных событий Уитни Биеннале в том же году. |
|
|
Performing myself
Выставка работ Вито Аккончи
Куратор программы — Нина Зарецкая
На Медиа Форуме будут представлены самые ранние работы всемирно известного художника, созданные в течение трех лет: c 1969 по 1971 г. Эти, уже ставшие историей, произведения объединены одной общей темой: Искусство как природная функция человеческого тела. Все эти работы по сути дела представляют собой снятые на пленку перформансы, в которых художник представляет свое тело как инструмент и как процесс обнаружения рамок и границ искусства.
В рамках программы будут показаны работы:
-
Three Frame Studies, 1969, 10’58’’
-
Two Cover Studies, 1970, 7’46’’
-
Three Adaptation Studies, 1970, 8’05’’
-
Openings, 1970, 14’00’’
-
Pryings, 1971, 17’10’’
-
Conversions, 1971, 65’30’’
Вито Аккончи родился в Нью-Йорке (в районе Бронкса) в 1940 г. Получил филологическое образование. Живет и работает в Нью-Йорке.
Вито Аккончи — абсолютный классик американского видеоарта. Он является пионером видеоискусства, который в своих перформансах посредством видео экспериментировал с новыми возможностями контакта со зрителем и межперсональной коммуникации, часто апеллируя к интимным чувствам и переживаниям.
Аккончи начинал с поэтических перформансов. В 1970-е годы стал работать с видео и исследовать в своих перформансах природу виртуального и взаимодействия с ним творческой индивидуальности, вытесненной масс-медиа на периферию культуры. Фильмы Аккончи хранятся в крупнейших художественных музеях. В 2003 г. его ранние работы были показаны на выставке в Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк), а в 2005 г. прошла его ретроспективная выставка в Музее искусства в Барселоне и в Стеделик Музее в Амстердаме. Хоть сколько-нибудь полный показ его работ никогда не проводился в России. |
|
|
«Человек, который, чтобы сделать скульптуру,
обогнул мир»
Ретроспектива видеоработ Эрвина Вурма
Куратор программы — Константин Бохоров
Видеоработы Эрвина Вурма представляют собой необычную разновидность жанра. Они происходят от скульптуры, но не классической — монументальной и героической, как она бытует в массовом сознании, а современной, развенчивающей связанный с ней ложный пафос. Вурм придумал «одноминутные скульптуры», являющиеся, по сути, перформансами, в которых его герои, выхватываются для искусства из потока жизни в самые странные, абсурдные, неподходящие моменты. Видео, как раз и является одним из тех медиа, который позволяет запечатлеть и монументализировать их. Его герои ведут себя странно: один одевает на себя весь ассортимент магазина секонд хэнд (Fabio getting dressed, 1992), другую возбуждает тепло обогревательной батареи (Heating, 2000), третий женится на приглянувшемся ему доме (True Love, 2005). Взгляду Вурма присущ особый юмор, который можно охарактеризовать как психоаналитический. Практикуя его в обществе, где фрейдистские оговорки, значат порой больше, чем официальные выпуски новостей, он ненавязчиво открывает ему его истинное психологическое состояние.
В программу включены:
-
«И (A-B-C, B-C-A oder C-A-B)», 1990, 16’36’’
-
«Все еще 1», 1990, 3’54’’
-
«13 свитер», 1991, 9’26’’
-
«59 позиций», 1992, 20’00’’
-
«Шоппинг», 1995/96, 26’12’’
-
«Память», 1994/00, 10’07’’
-
«Симулятор полета», 1998, 8’24’’
-
«Отопление», 2000, 3’09’’
-
«Я люблю мое время, Я не люблю мое время», 2003, 8’40’’
-
«Минет», 2007, 5’43’’
Эрвин Вурм, 1954. Австрийский скульптор, получивший широкое признание у себя на родине и за рубежом благодаря новаторскому подходу к традиционным медиа. Выставлялся на биеннале в Лионе, Венеции, Севилье, Тайпее, а также в различных музеях и галереях. Преподает в Академии прикладных искусств в Вене. Живет и работает в Вене и Нью-Йорке. |
|
|
Программа «Открытое видео»
Куратор — Константин Бохоров
Модерн шаманизм
Современный художник вооружен оптикой медиа, дающей ему возможность заглядывать в подсознание культур и традиций. Символы и энергии отображающиеся на зеркальной поверхности его мониторов попадают в его безраздельное пользование. Тяга манипулировать ими роднит модернизм и шаманизм.
-
Александр Подопригоров, Россия
Взгляд Ведьмы, 2002-2005, 10'00''
-
Теймур Даими, Азербайджан
Гео-творчество, 2005, 6'00''
-
Мириам Тиез, Люксембург
Виртуальная терапия, 2006, 9'54''
-
Елена Камбина, Россия
Территория неприкасаемых, 2006, 8'20''
-
Элиза Фейрнбах, Великобритания
Алмазный лабиринт, 2005-2006, 4'30''
-
Александр Николаев, Россия
Молитва, 2007, 5'05''
-
Павел Баталов, Россия
Танцоры, 2007, 4'07''
-
Мери Лагерквист, Швеция
Когда дует ветер, 2006, 2'00''
-
Владимир Логутов, Россия
Кубик Рубика, 2007, 1'00''
-
Юрий Васильев, Россия
Покров, 2007, 4'30''
-
Ане Лан, Норвегия
Веста, 2006, 6'13''
-
Эльвира Тодаро-Хаакон, Фасте-Массимо Бергамаско, Италия
Танец рук, 2007-06-06, 7'15''
-
Тассос Лангис, Греция,
Линия спины, 2007, 4'49''
-
Стюарт Паунд, Великобритания
Реверберация во времени, 2006, 2'18''
-
Дуг Фишбон, США-Великобритания
Все любят победителя, 2004, 8'30''
-
Анки ван дер Хейден, Нидерланды
Перевернутые цифры, 2007
-
Группа «Засада Цеткин», Россия
Зеркальце Шивы, 2002, 3'21''
-
Джим Финн, США
Крохотный оскал империализма, 5'00''
Психо-быт
Тренд психо-быт лежит в русле поисков нового реализма. Это огромная культурная традиция модернизма и в кинематографе, и в изобразительном искусстве. Ее сильная сторона и потенциал развития в том, что медиа и сфера подсознательного находят в ней точки соприкосновения и нервная система получает технологическое расширение во вне, в материю и физические процессы.
-
Дионисиус Артифекс (Денис), Россия
Лестница, 2007, 8'13''
-
Алексей Троцак, Россия
Сидя перед стеклом, 2007, 6'13''
-
Антон Литвин, Россия
Из России с ночью, 2007, 4'50''
-
Наталия Полока, Россия
"1" (один), 2007, 1'00''
-
Владимир Горохов, Елена Хайлурина, Россия
Лунная ночь, 2007, 4'07''
-
Настя Тарасова, Россия
Старая дача, 2005, 10'00''
-
Халина Клейм, Германия
Реальный мир, 2006, 3'04''
-
Марина Черникова, Голландия
Любовная головоломка-3, 2006, 3'00''
-
Софья Гошински, Австрия
Хот дог, 2000, 2'43''
-
Сергей Железцов, Россия
Фандомат, 2007, 22'14''
Техно аларм
Странно, но факт: при неограниченных возможностях технологий воздействовать на сознание, они редко могут вызывать радость. Возбуждение, эйфория, галлюцинации, — все, что проистекает из чисто механического действия,
— вот спектр их психологических последствий. Бессознательно искусство медиа выражает это в особой чувственности. Данный тематический показ предлагает для нее свое определение, алармическая чувственность (alarm - тревога, беспокойство).
-
Пьер-Ив Кро, Франция
Следы, 2005, 6'00''
6 мин.
-
Арианна Олтар
TNO-Rijswijk, 2006, 5'11''
-
Марина Фоменко, Россия
Палимпсест, 2007, 2'10''
-
Михаэль Бринтруп, Германия
Посмотри правде в глаза, 2007, 15'00''
-
Алексей Курипко, Россия
Вирусное гостеприимство, 2007, 4'04''
-
Дмитрий Булатов, Данила Акимов, Россия
Восьмой день, 2007, 6'10''
-
Патрик К.-Х., Россия
Анимация, 2007
-
Ник Димер, США
Память, 5'28''
-
Оксана Чеплик, Украина
Чернобльская сказка, 2006, 9'10''
-
Александра Дементьева, Россия/Бельгия
Ограниченные пространства 1 и 2, 2006, 10'00''
|
|
|
III. Конференции, круглые столы, лекции, семинары |
|
Сверхтелесность медиа-художниц
Круглый стол
Проблема телесности и особенно — наготы и обнаженной — стала ключевой в современном искусстве, теории и политике. При истериаризации женского тела (Фуко), и отсутствии тела мужского (Келли Оливер) художники и художницы отвечают различными стратегиями. Можно проследить феномен эксгибиционизма и слишком много тела в искусстве и западных, и восточноевропейских художниц, освоенного в перформансе. Однако социалистическое наследство по половому вопросу часто не обсуждается в отношении так называемого женского медиа искусства. Сверхтелесность перформанса превращается в переполнение ново-медиального искусства темами идентичности и телесности киборга / машины. Обсуждение видеоработ Боряны Драгоевой-Росса (Румыния), Эрики Каталины Паштор (Венгрия) и Елены Ковылиной поставит вопрос об альтернативах (посредством) сверхтелесности в современном искусстве.
В круглом столе примут участие: Нина Цегледи (Канада, Венгрия), Маргарет Яманн (Австрия, Швейцария), Елена Ковылина (Германия, Россия), Ирина Аристархова (Россия). |
|
|
Культурное сотрудничество он-лайн в Европе:
использование онлайновых технологий для продвижения сотрудничества между художниками и деятелями культуры.
Мастер-класс Анжелы Плохман (Нидерланды)
Он-лайн пространство (сообщества, открытые форумы, wiki-сайты, блоги и т.д.) предоставляет художникам и деятелям культуры возможность свободного общения, возможность делиться и обмениваться информацией, развивать диалог, разрабатывать и тестировать новые идеи вне рамок институционного пространства. Ясно, что более традиционная инфраструктура культуры и способы управления культурным контентом он-лайн часто далеки друг от друга. Почему дела обстоят именно так и что можно предпринять для углубления понимания и более эффективного использования мощных новых технологий, чтобы улучшить междисциплинарное и межгосударственное сотрудничество в Европе?
Анджела Плохман работает в области искусства и технологии. В 1998-2001 — руководитель программ в Фонде искусства, науки и технологии Даниэля Ланглуа в Монреале. В течение 5 лет координировала проект Фонда Культура-2000 экСтрим по использованию и развитию художниками широкополосных инструментов открытой структуры. Работала менеджером проектов в Фонде Блендера, директором по координации Общества электронных искусств Интер. Сотрудник V2_Lab (Роттердам). Автор множества печатных и он-лайн публикаций. В данный момент разработчик контента в
LabforCulture, партнерской организации Европейского Фонда Культуры, где работает с октября 2005 г. |
|
|
Игра: Исследование и развитие междисциплинарной сферы с точки зрения искусства
Лекция Анне Нигтен (Нидерланды)
Анне Нигтен представляет основанную на практическом опыте лекцию об электронных арт-проектах и экспериментах, объединенных темой ИГРЫ. В своей лекции Нигтен приводит примеры из области музыки и исполнительских искусств, постепенно продвигаясь к раннему интерактивному электронному искусству, и заканчивает рассказ примерами сегодняшней интерпретации игры в произведениях электронного искусства. Лекция сопровождается показом интерактивных произведений электронного искусства, формирующих широкий спектр различных элементов ИГРЫ. Некоторые работы заимствуют отдельные механизмы игры для вовлечения участников в новый игровой опыт искусства. В заключение проводятся параллели между игровым интерактивным искусством, серьезной соревновательной и азартной игрой и играми смешанной реальности. После лекции состоится обсуждение темы с участием всех желающих.
Анне Нигтен, доктор философии, менеджер V2 Lab, отдела искусства V2, Институт нестабильных медиа в Роттердаме, Нидерланды. Анне читает лекции по исследованию и развитию междисциплинарной сферы с точки зрения искусства. Она является советником различных художественных и научных инициатив в Европе, член совета фестиваля ISEA, член совета директоров The Public gallery (Великобритания). Защитила диссертацию в университете искусств Лондона. Автор многочисленных публикаций на темы искусства, инженерии и кибернетики, развития программного обеспечения. До того, как занять свой нынешний пост в V2, была независимой медиа-художницей и одновременно являлась менеджером ряда организаций в медиа-арт секторе Нидерландов. |
|
|
Третий модерн: обнажая медиа.
Технобиологическое произведение искусства
Лекция Дмитрия Булатова (Россия)
Революция в биологии, порождающая методами биомедицинских технологий (генная инженерия, имплантология, инженерия стволовых клеток, клонирование и т.д.) — это пластичность самого вида «человека разумного». Эволюционный потенциал, заложенный в этом тренде, обеспечивает не только отрыв современного человека от некоторых присущих ему изначально биологических свойств, но и приобретение им качеств «нечеловеческого» характера и, как следствие, — изменение самого антропоморфного облика цивилизации. В качестве моделей в области современного искусства появляются художественные произведения, полученные при помощи биомедицинских и информационных технологий. Один их показательных проектов в этой области — проект «Extra Ear» австралийского художника Стеларка — заключается во вживлении третьего уха, выращенного из стволовых клеток художника.
Дмитрий Булатов (Калининград, Россия) — художник, исследователь, теоретик искусства. Организатор серии выставочных и издательских проектов, посвященных различным аспектам взаимоотношений между искусством и высокими технологиями (sci-art, роботехника, генная инженерия, нанотехнологии). Автор более тридцати статей по современному искусству, опубликованных в России и за рубежом, а также книг и антологий. Произведения были представлены на многих международных выставках и фестивальных проектах, в т.ч.: Ars Electronica («Radiotopia», Линц, 2002), 50 Venice Biennial («Brain Academy Apartment», Венеция, 2003) и мн. др. Лауреат профессиональной премии «Признание» (1998), дипломант Малой Букеровской премии по литературе (шорт-лист, 2000). С 1998 года — куратор Калининградского филиала Государственного центра современного искусства. |
|
|
IV. Мультимедийные шоу |
|
Pong Dress: READY PLAYED?
Интерактивный перформанс Маргарет Яманн
Маленькое черное платье с помощью светодиодов превращается в игровое поле — каждый желающий с помощью джойстика может поучаствовать в легендарной игре пинг-понг… Открывается абсолютно новый смысл понятия 3D игры… Этот проект отсылает к работа Вали Экспорт «Tap and Touch Cinema». Несмотря на то, что виды игр видоизменяются — символическое ощущение детской площадки остается неизменным. Проект «Pong dress» основываются на следующем утверждении — своевременная медиатизация текущих желаний общества разрушит существующие сексуальные границы. И привилегированные активные игроки и бесчисленные пассивные наблюдатели — все будут вовлечены в игру.
Маргарет Яманн - родилась в Вене, живет и работает в Цюрихе. Является одним из основателей и соучредителей Ludic Society. Ее проекты получили признание и многочисленные награды на международных фестивалях: среди них Prix Ars Electronica (Линц, 2003), Transmediale (Берлин, 2004), DEAF (Роттердам, 2007) и многих других. Преподаватель, профессор
University of Arts and Design в Цюрихе, автор многочисленных публикаций, посвященных различным аспектам темы игры в искусстве. |
|