Пресса о Медиа Форуме
15.06.2006
Авто(ритарность). VII Медиа Форум
Фаина Балаховская |
 |
«…Три
жарких месяца в Москве отдано видеоарту. Открывает
летний сезон Медиа Форум, приуроченный к Московскому
кинофестивалю. Тема этого года —
«Авто(ритарность)»
— подразумевает исследование власти художника над
всем: временем, пространством, обществом и
отдельными его представителями. Программа июньского
Форума строга и традиционна. Довольно сильную и
по-настоящему международную конкурсную программу
дополняют авторские подборки. …»
|
|
«… Вместе
с очередным Московским кинофестивалем завершился
Медиа Форум. Седьмой по счету он как всегда собрал
многое и отобрал лучшее, из присланных ста
восьмидесяти на конкурсную программу…»
|
|
«…Среди
людей искусства появилась группа художников
будущего, использующих в творчестве новейшие
достижения технического прогресса. При создании
авангардных перформансов и анимации у них стойко
вошло в привычку соединять несоединимое и крушить
устои. Среди подручных средств – видеоарт,
электроника, дигитальные СМИ. Для представления
публике техногенного авангарда в 2000 году был
учрежден Медиа-форум. Отцом-основоположником стал
известный российский теоретик новых форм Алексей
Исаев, безвременно ушедший из жизни в марте этого
года. В качестве темы нынешнего Медиа-форума-2006
взята его идея – «Авто(ритарность)», или
просто-напросто «Авторитет авторства». Иначе говоря,
современный медиахудожник, не считаясь ни с чьим
мнением, плодит в голове своих тараканов…»
|
|
«…В Клубе
на Брестской открывает свою работу медиафорум XXVIII
Московского кинофестиваля. Идея ввести в контекст
главного российского кинособытия такую мало знакомую
широкой киношной публике форму экранной культуры,
как видеоарт, возникла семь лет назад. Инициатором и
куратором медиафорума был известный российский
медиахудожник Алексей Исаев. Нынешний форум, увы,
впервые пройдет без него – Алексей Исаев
скоропостижно скончался в марте этого года. VII
Международный медиафорум посвящен его памяти. Как и
замышлял Алексей Исаев, тема нынешнего форума
формулируется как «Авто(ритарность)»
и подразумевает разговор о власти в массмедиа,
власти самих медиа и неизбежном авторитаризме любого
творческого акта…»
|
|
«…И
именно потому, что кинофестиваль
— событие достаточно маргинальное для нашей
жизни, имеет смысл поговорить о совсем маргинальном
(или, если угодно, элитарном) мероприятии, прошедшем
в рамках ММКФ, — о VII
Медиа Форуме.
Впервые затеян он был семь лет назад безвременно
умершим в этом году художником и теоретиком
видеоарта и искусства новых технологий Алексеем
Исаевым, и с тех пор ежегодно включается в
периферийную программу кинофестиваля. А цель Медиа
Форума - показ того, что делается по всему миру в
области видео, экспериментального кино, цифровой
анимации, сетевого и прочего медийного продвинутого
искусства, и анализ этих произведений.
В этом году темой Медиа Форума —
ее успел предложить Исаев —
является «АВТО(РИТАРНОСТЬ)».
Понятно, что расшифровать это буквосочетание
можно по-разному. И просто прочитать как
«авторитарность»,
и увидеть в нем игру слов «автор»
и «риторика»,
и услышать указание на самодостаточность некого
явления в культуре.
Но, не заигрываясь в семантические бирюльки, проще
предположить, что речь идет все же о первом значении
и о том, может ли произведение media искусства (да и
любого искусства вообще) противостоять давлению
авторитарной машины развлечений, в которую все
больше превращается мировая культура. …»
|
|
«…В
конкурсной программе, которую сегодня еще можно
посмотреть в «Клубе на Брестской», участвуют 180
работ из разных стран Европы, Азии, Америки,
Австралии в жанре видеоарта, ТВ-арта,
экспериментального кино. По завершении программы
состоящее наполовину из кинокритиков и
кинопродюсеров (среди них Кирилл Разлогов, Григорий
Либергал), наполовину же из кураторов современного
искусства (среди них Иосиф Бакштейн, Ольга Лопухова)
жюри сегодня же в восемь часов вечера наградит
победителей конкурса обаятельным и дружелюбным
призом - скульптурной в форме ручной гранаты.
Поскольку видеоарт - искусство межеумочное (фильм,
но без сюжета, инсталляция, но движущаяся),
постольку среди подавших на конкурс заявки
участников много мастеров российского contemporary
art. ….Еще одним хитом и символом темы нынешнего
Медиафорума стал фильм 1983-1984 годов классика
современного искусства Билла Виолы под названием
«Обратное телевидение - портреты зрителей». По силе
эмоционального воздействия эта видеосюита
сопоставима с великим гипнозом полотна жившего в
первой половине прошлого века Гранта Вуда
«Американская готика»…»
|
03.07.2006
Нам не догнать канадца. Жюри Медиафорума
предпочло импортную стильность
Юлия Квасок |
 |
|
«…Вот уже
семь лет Медиа Форум при Московском кинофестивале
колдует над своей миссией экспериментальной площадки
для художников, перформеров, видеоартистов и
аниматоров. Совсем как в старом анекдоте: «Требуется
колдун, шарлатанов просим не беспокоиться». Граница
между опытным мастером и талантливым дилетантом
здесь бывает незаметна. Тем не менее форум
эволюционирует, каждый раз поднимаясь на новую
ступеньку.
<...>
Канадец Кенджи Улет так напугал всех простым уроком
немецкого, что получил «золотую гранату». Грек
Джордж Деривас («серебро») подавил совершенством
архитектурных пустот городского хай-тека. «Бронзу»
разделили между собой француз Жан-Габриель Перьо и
голландец Эрик Олофсен. Перьо показал, как опасно
бывает карать женщин бритьем головы (они
превращаются в богинь), а Олофсен, бросив человека
на гуттаперчевый макет города, заставил их быстро
договориться о границах своей авторитарности.
<...>
Особенно порадовали «Водка и папиросы» Дмитрия
Булныгина, 2006 (наш ответ Джармушу!), Magnificat
Владимира Быстрова, 2005. В авангардных проектах
рулили Синие Носы и «запрещенный» азербайджанец
Теймур Даими. Настоящим украшением фестиваля стал
скандальный ремейк фильма «Волга-Волга» Андрея
Сильвестрова и Павла Лабазова с суетящейся на фигуре
Орловой резиновой головой Мамышева—Монро. Новый
саундтрек, новый голос и облик героини вытянули за
собой такую крепкую цепочку переосмыслений и
перекодировок, что карусель стала вращаться в
обратную сторону, обнажив механизм тотального и
фатального разрушения…»
|
|
«…Медиа
Форум проходит уже седьмой год. Это первый фестиваль
медиаарта, возникший в России. Его задача -
познакомить российского зрителя с искусством новых
медиа, с авангардным направлением в творчестве
художников, видеоартистов, перформеров и аниматоров.
Это - своеобразная площадка для самых смелых
проектов и экспериментов в области языка и техники
средств массовой информации, пробы новых форм и
обмена свежими идеями.
Несмотря
на то, что медиаискусство на сегодняшний день —
самое молодое из искусств, оно нашло множество
поклонников и последователей во всех странах
мира…»
|
|
«…
Различные «реалити-шоу», льющиеся одним бурным
потоком с экрана телевизора, размыли границы и
спутали определения. «Art reality show/Перекодировка»
- попытка сравниться с масс-продуктом посредством
противопоставления ему. Медиа-Форум изначально был
маргинален в контексте VVRA/ Но со временем он
становится все популярнее. Изначально Медиа-Форум
был программой, которое занимала пятнадцатое место в
списке фестивальных событий. В этом году уже
четвертое. Видеоарт на пути своего развития оказался
под угрозой слияния со своим антиподом – массовой
культурой…»
|
|
«…Для
показов нынешнего форума его кураторы Ольга Шишко и
Алексей Исаев придумали отличную заставку:
компьютерная иконка мусорной корзины превратилась в
гранату. На то, что последние запасы неподмокшего
пороха нужно искать в помойных ведрах, в последнее
время надеются многие – словечко «трэш» стало
небывало популярным.
<...>
Экспериментальное кино и видеоарт можно было
посмотреть и на предыдущих медиафорумах. Но на
нынешнем, четвертом форуме уже не демонстрировали
искусство для избранных, но предлагали порыться на
развале, где можно отыскать самые неожиданные вещи,
а это куда увлекательнее. Если и можно дать какое-то
универсальное определение трэша, под которое
попадает все показанное на медиафоруме, то стоит
говорить о том, что не подчинено тирании
необходимости и поэтому может оказаться как честным
мусором, так и гурманской роскошью…»
|
28.06.2003
Мусорные призеры |
 |
|
«…Завершился четвертый по счету Медиа Форум,
проводившийся в рамках XXV ММКФ. На закрытие,
которое состоялось 27 июня в «Клубе на Брестской»,
пришли самые авангардные представители
медиа-культуры, организаторы программы, журналисты и
просто поклонники арт-трэша и видеоарта. Вход был
свободный, поэтому народу собралось немало…»
|
7.07.2003
Просветленные отбросы
Никита Алексеев |
 |
|
«…Почему
такой интерес к трешу, к кино, обычно снимаемому на
ничтожные деньги, коряво изготовленному, изумляющему
абсолютной нелогичностью сценарных ходов,
задворочному, часто чудовищно жестокому и по-тупому
беспросветному?»
|
23.09.2003
Лаборатории тактических медиа: парни, парни,
это в наших силах…
Олег Киреев |
 |
|
«В Москве
мы решили устроить хотя бы небольшую Лабораторию,
которая стала бы первым знакомством с инфоактивизмом.
Однодневная ЛТМ прошла 26 июня в Клубе на Брестской
в рамках МедиаФорума XXV Московского кинофестиваля,
организаторами стали центр MediaArtLab.
Со-модератором был гость из Амстердама, один из
основателей next5minutes Дэвид Гарсиа. Дмитрий
Модель рассказал о новом проекте IndyVideo,
посвященном социальным акциям и их документации, и о
том, как видео-активисты избегают
медиа-манипулирования, пользуясь идеями «Манифеста
«Догмы» для документального кино» Ларса фон Триера и
его сотрудников; Никита Раскатов представил только
что запущенный сайт новостей и политической
экспертизы Anarchist.ru; Борис Куприянов представил
книжный магазин «Фаланстер», тесно связанный с
«тактическим книгоиздательством»; Сергей Сальников
рассказал о своем фестивале «Стык», который уже не
первый год показывает по декабрям в Доме Ханжонкова
«сверхлюбительское кино»; а о российских IndyMedia
говорил один из редакторов сайта Михаил Цовма…»
|
|
«… Этот
смотр, проходящий в Доме Кино, призван познакомить
широкую аудиторию с мастерами экрана, работающими по
новым технологиям. «Медиа Форум» проходит при
поддержке Немецкого культурного центра имени Гете,
посольства идерландов, Британского совета. Его
возникновение связано с интересами общественности к
развивающимся формам компьютерных технологий…»
|
|
«…Медиа
Форум – это проект, объединяющий самые радикальные
инициативы, которые доступны широкой аудитории через
Интернет. Честно говоря, ответ на вопрос о
возникновении программы Медиа Форум на ММКФ прост: с
нами нельзя не считаться – мы медийно активны, мы
гении коммуникации, а остальное – это модернизация
официальной политики, культуры, социума и майка
Adidas…»
|
19.06.2001
В столице стартует Медиа Форум |
 |
|
«…С
появления видео-арта в начале 1990-х годов началось
развитие медиа-искусства, искусства, создаваемого с
использованием современных электронных и цифровых
технологий. Работы, заявленные на конкурс, отражают
тенденции развития видео-арта в последние годы, а
многообразие тем, стилей и используемых технологий
говорит о популярности жанра среди авторов…»
|
09.2001
Доступ к вседоступному |
 |
|
«…Уникальная ситуация: в Москве собрались самые
известные монстры видеоарта. Приехали художник Вуди
Васюлка и его жена Штейн Васюлка – пионеры
электронных искусств, которые начали еще в 60-х. Их
перфоманс, в котором девушка со скрипкой играет
перед экраном, а в зависимости от ее музыки облака
на экране плывут, изменяя скорость и направление,
сегодня уже классика. Присутствовали также
родоначальник русского электронного искусства Сергей
Шутов и медиатеоретик из Амстердама Эрик Клютенберг.
В сложном потоке видео самыми интересными показались
фильмы молодых французских художников и
экспериментаторов голландцев. Динамичные,
остроумные, радующие глаз, с хорошим саундтреком…»
|
08.2001
Фестиваль |
 |
|
«…На
официальном открытии «Медиа Форума 2001» зрители
были свидетелями уникального по своей зрелищности и
пластичности интерактивно перформанса «Computer-Video-Paint-Dance-ART».
Как объяснили организаторы этого мероприятия, если
«киноиндустрия нацелена на «пассивного» зрителя,
внутренняя активность которого просыпается в момент
катарсиса – сопереживания и очищения, то в
медиа-культуре мы имеем дело с «активным»
потребителем. Это новое поколение оппонентов
искусства занимает активную позицию в восприятии
творчества, где главную роль играют участие и
интерактивность в сценарной логике произведения».
Танец-пантомима на сцене был буквально вписан в
компьютерную программу Photoshop, в которой на своем
персональном компьютере прямо в зрительном зале
работал художник, а зрители на экране в реальном
времени наблюдали уникальное совмещение цветовых
линий и движений танцоров. Вы хотите стать
соавтором? Пожалуйста! Создавайте вместе с нами свое
восприятие и видение происходящего.
А потом на зрителей обрушилась видеопрограмма
из медиа-коллекции Национального музея современного
искусства Центра Жоржа Помпиду – видеоэксперименты
режиссеров Жана-Люка Годара, Криса Маркера и Питера
Гринуэя. И было странно и непривычно до
категоричности отвержения наблюдать, как эти мэтры,
по сути дела создатели современного кинематографа,
трепетно и бережно исследуют такой им знакомый, и в
то же время таящий еще столько загадок и парадоксов
язык кино, его новые ракурсы и возможности, его
пластику и связанные с нею еще неизведанные
эмоцианально-информативные пласты…»
|
20.06.2001
Опубликован список номинантов и членов жюри
московского Медиа Форума |
 |
|
«…Заявленная
организаторами цель форума —
не просто познакомить публику с самим фактом
существования медиа-культуры, как то было в прошлом
году, но "проверить жизнеспособность
экспериментального искусства в среде, где не
делаются скидки на возраст и радикальность
идеологии, эстетики и технологии"…»
|
19.07.2000
ММКФ: на ноги со временем
Станислав Зельвенский |
 |
|
«…Сегодня
в Москве открывается XXII Московский Международный
Кинофестиваль. Есть слабая надежда, что благодаря
новому менеджменту он перестанет быть тусовкой для
ветеранов с ультрареакционными взглядами на
кинопроцесс и станет чем-то более динамичным. Там
даже появился Медиа Форум…»
|
29.10.2000
Перегоним Канны!
Татьяна Балаховская |
 |
|
«…Первый
ежегодный, первый с новым президентом— и страны, и
фестиваля, первый поднявшийся, по утверждению его
организаторов, на более высокий, "более
международный" уровень и первый, где новые
технологии применялись не только в традиционных
киножанрах, но и были представлены в виде отдельной
программы: компания "Интерфест, Российская академия
Интернета и Центр культуры и искусства "МедиаАртЛаб"
провели в рамках кинофестиваля Медиа
Форум — ретроспективный показ шедевров
видеоарта, программу экспериментального видео- и
киноарта последних лет и конкурс сетевых ресурсов
"Кино в Сети"…»
|
А
также: |



 |
... и
многие другие! |
|


 |