



 |
28 марта
2006 года умер Алексей Исаев – художник,
основатель и бессменный директор
информационно-исследовательского центра «МедиаАртЛаб»,
теоретик, куратор, главный редактор серии
«Взгляд с Востока. Медиа сознание/Медиа
культура/Медиа технологии» и «Медиа
искусство в России», член Союза
Кине-матографистов РФ, директор программ «Медиа
Форума» Московского Международного
Кинофестиваля.
Алексей Исаев: Pro memoria – чтобы
помнили
«Медиа-искусство –
аванпост современного искусства. И
занимаются им люди особенные. Что-то в их
психологическом укладе заставляет их идти не
проторенной дорогой, а сквозь чащи
непознанного. Это дровосеки в нехоженном
лесу. Медиа-искусство на сегодняшний день –
новейшее из искусств. И занимаются им люди
отчаянные. Не стремясь к мгновенным
дивидентам, они работают «на потом», на
будущее, лукаво радуясь тому, что лавры их
труда будут пожинать уже идущие вослед –
своего рода миссионерство.
Алексей Исаев и был таким
дровосеком-миссионером, медиа-художником и
активистом. Уйдя
из жизни так рано, тем не менее он успел
осуществить на удивление многое в той сфере,
которую избрал. Сделав две чрезвычайно
важные вещи: создав МЕДИАТЕКУ при
МедиаАртЛабе и МЕДИАФОРУМ при Московском
Международном Кинофестивале, он по сути дела
совершил переворот в сложившемся на тот
момент арт-контексте, заставив
общественность относиться к медиа-искусству
как к части истории российского искусства и
истэблишменту аудиовизуальной культуры.
Алексей Исаев – художник. И создание этих
структур – художественный жест, два основных
артефакта его стремительной и яркой жизни».
(Нина Зарецкая, Арт Медиа Центр «TV
Галерея»)
«Алексей Исаев,
художник, один из пионеров российского
медиаискусства, основатель и директор
Московского центра медиакультуры и искусства
«МедиаАртЛаб», одной из основных задач своей
деятельности считал продвижение и
отстаивание ценностей и идей современной
прогрессивной культуры. Его вклад в развитие
российской медиа-арт-сцены как художника,
организатора, куратора, критика, издателя
чрезвычайно высок.
В отличие от многих, с самого начала Алексей
Исаев видел в медиаискусстве и независимой
медикультуре не модное течение, а большой
культурно и социально-политически значимый
потенциал. Его вера в важность поддержки и
развития нон- конформистских,
экспериментальных, критически настроенных
форм творчества определяла его жизненную
позицию до самого конца. То, что современное
медиаискусство упрочило свою позицию в
России, произведения российских
медиахудожников причислены к историческому
культурному наследию, а молодое поколение
все больше отдает предпочтение осознанному
творческому осмыслению роли медиатехнологий
в современном обществе, во многом заслуга и
Алексея Исаева. Безвременная скоропостижная
кончина Алексея стала большой трагедией для
прогрессивного художественного сообщества
России».
(Татьяна Горючева, теоретик,
специалист в области искусства новых
технологий).
Виртуальный
парк аттракционов А. Исаева
Составитель: Ольга Шишко
«Мое творчество
автобиографично по сути — критерий
автобиографичности заключается в четко
артикулированном художественном языке (не
зависит от техники, ситуации и т.д.). Любое
событие в моей профессиональной жизни, любое
высказывание — это ссылка на основное
событие (вневременное и внеконстектуальное),
подобно тому, как это происходит в
гипертексте». (Алексей Исаев)
Базовая концепция всех арт-проектов Алексея
Исаева — «монтаж аттракционов». Это касается
не только технологии, внешней презентации
искусства, но и идеологии искусства и
социальных стратегий художника. Любой
аттракцион имеет в своей основе некие
принципы, идеологию. Исаев отыгрывает в
своей художественной практике различные
моменты интерпретации этого аттракциона:
революция - это аттракцион, политика - это
правильно поставленный аттракцион. Это
разные формы искусства, это разные формы
технологии, но все это аттракцион.
Аттракцион задает некую технологическую
провокацию, имеет некий технологический
сценарий, понятно, что скрытый, в механике
этой формы, поэтому его и называют новой
формой искусства, которая не столько
заставляет, сколько провоцирует человека
перейти из зрителя в участника.
В проектах «Лабиринтология», «Underground
Land», «Революция», «Монтаж аттракционов», «Trash-art»,
«Новые каннибалы» (1990-2000) художник
выступает во всех возможных функциях (автор,
идеолог, режиссер). Каждый проект объединяет
ряд перформансов, видеоработ, выставок,
идеологических манифестов и текстов.
Индивидуальность эстетики автора выявляется
в работе с различными технологиями, будь-то
графика, видео, звук, текст, компьютерная
анимация, интернет и т.д. Для художника
любая новая технология - это всего лишь
апроприация нового языка.
Легкая ирония всех проектов и их
футуристический потенциал привлекали публику
не только в реальном (акции в метрополитене,
проект «Лабиринтология»), но и в виртуальном
пространстве (проект «Trash Art», «Революция
по кругу»).
В проекте «Монтаж аттракционов» Алексей
Исаев попытался восстановить объемное
видение Сергея Эйзенштейна, чьи
представления и видение напрямую не
конвертировались в линейное пространство
киномонтажа начала века. В видеоверсии
проекта "Монтаж аттракционов" основная роль
была отведена новым технологиям и именно
компьютерное трехмерное моделирование
позволило создать новую экранную модель, где
традиционный линейный экран развивался в
последовательности от моно-экрана к новому
экранному пространству в виде ленты мебиуса,
по которой бесконечным потоком пробегала
видео проекция. При этом в своем видеофильме
Исаев использует возможности
кинематографического монтажа в различных его
проявлениях.
- от горизонтального к вертикальному - экран
перестает быть плоскостью и становится
пластической субстанцией изображения.
В своих проектах художник презентировал
наглядную визуальную модель нового
информационного или экранного пространства.
В работе с медиа Исаев очень последователен,
и, наверное, по его творчеству, можно было
бы проследить историю развития медиа-арта в
России (от видеоарта, сетевого искусства к
мультимедиа инсталляциям).
Алексей Исаев
Медиа-художник, теоретик, куратор, гл.
редактор серии «Взгляд с Востока. Медиа
сознание/Медиакультура/Медиа технология» и «Медиа
искусство в России». Член Союза
кинематографистов РФ (комиссия по новым
экранным технологиям), член Российской
Академии Интернета. Основатель
информационно-исследовательского центра «МедиаАртЛаб».
Автор и куратор ежегодного международного
симпозиума «Pro&Contra» 2000), директор
программ «Медиа Форума» Московского
Международного Кинофестиваля с 2000 года.
Автор ряда публикаций на тему: «Медиа и
видео искусство в России и на Западе»,
участник ряда конференций, событий и
фестивалей в области видео и медиа культуры.
Видеография:
1992 «Лабиринтология», video, Hi 8, 25
min.
1993 «Топологический Инвариант Книги»,
Betacam,12 min.(IBM 486: 3DS,
AnimatorPro,Targa+)
1993 «Underground Land», Hi8,7min.(IBM 486:
3DS,AnimatorPro,Targa+)
1994 «Videoscenario», Hi8, 7min. (IBM 486:
Animator Pro,Targa+)
1994 «Dance and Video» Hi8, 7min.(IBM 486:
AnimatorPro,Targa+) distribution "Coronado
film", France.
1995 «New cannibals (Neyromancero)» Hi8
7min, (Pentium 120, 3Ds4, Animator Pro,
Adobe Primer, MiroVideo) -distribution "Coronado
film", France.
1996 «Монтаж аттракциона» (Sergei Eisenstein
Pavilion) Hi8 30min. Pentium 120, 3Ds4,
Animator Pro, Adobe Primer, MiroVideo).
Список работ, вошедших в программу:
«Лабиринтология» (1992)
«Топологический Инвариант Книги» (1993)
«Underground Land», (1992-1994)
«Animation(izm) или Дело врачей» (1994)
«Videoscenario» (1994)
«Dance and Video», (1995)
«Монтаж аттракциона» (Sergei Eisenstein
Pavilion) (1996-1998) |