MediaArtLab Interfest Moscow International Film Festival ClubNaBrestskoy Gif.ru CineFantom Internews Artinfo NCCA  

English version |
О Медиа Форуме |
Программа
|
Парк аттракционов |
Конкурсная программа |
Расписание |
Организаторы |
Жюри |
Победители |
Контакты |
ММКФ |

Алексей Исаев: Pro memoria – чтобы помнили

Alexey Isaev

Alexey Isaev. Topological Book Invariant

Alexey Isaev. Topological Book Invariant

Alexey Isaev. Sergei Eisenstein Pavilion

Alexey Isaev. Leta

28 марта 2006 года умер Алексей Исаев – художник, основатель и бессменный директор информационно-исследовательского центра «МедиаАртЛаб», теоретик, куратор, главный редактор серии «Взгляд с Востока. Медиа сознание/Медиа культура/Медиа технологии» и «Медиа искусство в России», член Союза Кине-матографистов РФ, директор программ «Медиа Форума» Московского Международного Кинофестиваля.

Алексей Исаев: Pro memoria – чтобы помнили

«Медиа-искусство – аванпост современного искусства. И занимаются им люди особенные. Что-то в их психологическом укладе заставляет их идти не проторенной дорогой, а сквозь чащи непознанного. Это дровосеки в нехоженном лесу. Медиа-искусство на сегодняшний день – новейшее из искусств. И занимаются им люди отчаянные. Не стремясь к мгновенным дивидентам, они работают «на потом», на будущее, лукаво радуясь тому, что лавры их труда будут пожинать уже идущие вослед – своего рода миссионерство. Алексей Исаев и был таким дровосеком-миссионером, медиа-художником и активистом. Уйдя из жизни так рано, тем не менее он успел осуществить на удивление многое в той сфере, которую избрал. Сделав две чрезвычайно важные вещи: создав МЕДИАТЕКУ при МедиаАртЛабе и МЕДИАФОРУМ при Московском Международном Кинофестивале, он по сути дела совершил переворот в сложившемся на тот момент арт-контексте, заставив общественность относиться к медиа-искусству как к части истории российского искусства и истэблишменту аудиовизуальной культуры. Алексей Исаев – художник. И создание этих структур – художественный жест, два основных артефакта его стремительной и яркой жизни». (Нина Зарецкая, Арт Медиа Центр «TV Галерея»)

«Алексей Исаев, художник, один из пионеров российского медиаискусства, основатель и директор Московского центра медиакультуры и искусства «МедиаАртЛаб», одной из основных задач своей деятельности считал продвижение и отстаивание ценностей и идей современной прогрессивной культуры. Его вклад в развитие российской медиа-арт-сцены как художника, организатора, куратора, критика, издателя чрезвычайно высок.

В отличие от многих, с самого начала Алексей Исаев видел в медиаискусстве и независимой медикультуре не модное течение, а большой культурно и социально-политически значимый потенциал. Его вера в важность поддержки и развития нон- конформистских, экспериментальных, критически настроенных форм творчества определяла его жизненную позицию до самого конца. То, что современное медиаискусство упрочило свою позицию в России, произведения российских медиахудожников причислены к историческому культурному наследию, а молодое поколение все больше отдает предпочтение осознанному творческому осмыслению роли медиатехнологий в современном обществе, во многом заслуга и Алексея Исаева. Безвременная скоропостижная кончина Алексея стала большой трагедией для прогрессивного художественного сообщества России». (Татьяна Горючева, теоретик, специалист в области искусства новых технологий).

Виртуальный парк аттракционов А. Исаева
Составитель: Ольга Шишко

«Мое творчество автобиографично по сути — критерий автобиографичности заключается в четко артикулированном художественном языке (не зависит от техники, ситуации и т.д.). Любое событие в моей профессиональной жизни, любое высказывание — это ссылка на основное событие (вневременное и внеконстектуальное), подобно тому, как это происходит в гипертексте». (Алексей Исаев)

Базовая концепция всех арт-проектов Алексея Исаева — «монтаж аттракционов». Это касается не только технологии, внешней презентации искусства, но и идеологии искусства и социальных стратегий художника. Любой аттракцион имеет в своей основе некие принципы, идеологию. Исаев отыгрывает в своей художественной практике различные моменты интерпретации этого аттракциона: революция - это аттракцион, политика - это правильно поставленный аттракцион. Это разные формы искусства, это разные формы технологии, но все это аттракцион. Аттракцион задает некую технологическую провокацию, имеет некий технологический сценарий, понятно, что скрытый, в механике этой формы, поэтому его и называют новой формой искусства, которая не столько заставляет, сколько провоцирует человека перейти из зрителя в участника.

В проектах «Лабиринтология», «Underground Land», «Революция», «Монтаж аттракционов», «Trash-art», «Новые каннибалы» (1990-2000) художник выступает во всех возможных функциях (автор, идеолог, режиссер). Каждый проект объединяет ряд перформансов, видеоработ, выставок, идеологических манифестов и текстов. Индивидуальность эстетики автора выявляется в работе с различными технологиями, будь-то графика, видео, звук, текст, компьютерная анимация, интернет и т.д. Для художника любая новая технология - это всего лишь апроприация нового языка.

Легкая ирония всех проектов и их футуристический потенциал привлекали публику не только в реальном (акции в метрополитене, проект «Лабиринтология»), но и в виртуальном пространстве (проект «Trash Art», «Революция по кругу»).

В проекте «Монтаж аттракционов» Алексей Исаев попытался восстановить объемное видение Сергея Эйзенштейна, чьи представления и видение напрямую не конвертировались в линейное пространство киномонтажа начала века. В видеоверсии проекта "Монтаж аттракционов" основная роль была отведена новым технологиям и именно компьютерное трехмерное моделирование позволило создать новую экранную модель, где традиционный линейный экран развивался в последовательности от моно-экрана к новому экранному пространству в виде ленты мебиуса, по которой бесконечным потоком пробегала видео проекция. При этом в своем видеофильме Исаев использует возможности кинематографического монтажа в различных его проявлениях.
- от горизонтального к вертикальному - экран перестает быть плоскостью и становится пластической субстанцией изображения.
В своих проектах художник презентировал наглядную визуальную модель нового информационного или экранного пространства. В работе с медиа Исаев очень последователен, и, наверное, по его творчеству, можно было бы проследить историю развития медиа-арта в России (от видеоарта, сетевого искусства к мультимедиа инсталляциям).

Алексей Исаев

Медиа-художник, теоретик, куратор, гл. редактор серии «Взгляд с Востока. Медиа сознание/Медиакультура/Медиа технология» и «Медиа искусство в России». Член Союза кинематографистов РФ (комиссия по новым экранным технологиям), член Российской Академии Интернета. Основатель информационно-исследовательского центра «МедиаАртЛаб». Автор и куратор ежегодного международного симпозиума «Pro&Contra» 2000), директор программ «Медиа Форума» Московского Международного Кинофестиваля с 2000 года. Автор ряда публикаций на тему: «Медиа и видео искусство в России и на Западе», участник ряда конференций, событий и фестивалей в области видео и медиа культуры.

Видеография:

1992 «Лабиринтология», video, Hi 8, 25 min.
1993 «Топологический Инвариант Книги», Betacam,12 min.(IBM 486: 3DS, AnimatorPro,Targa+)
1993 «Underground Land», Hi8,7min.(IBM 486: 3DS,AnimatorPro,Targa+)
1994 «Videoscenario», Hi8, 7min. (IBM 486: Animator Pro,Targa+)
1994 «Dance and Video» Hi8, 7min.(IBM 486: AnimatorPro,Targa+) distribution "Coronado film", France.
1995 «New cannibals (Neyromancero)» Hi8 7min, (Pentium 120, 3Ds4, Animator Pro, Adobe Primer, MiroVideo) -distribution "Coronado film", France.
1996 «Монтаж аттракциона» (Sergei Eisenstein Pavilion) Hi8 30min. Pentium 120, 3Ds4, Animator Pro, Adobe Primer, MiroVideo).

Список работ, вошедших в программу:

«Лабиринтология» (1992)
«Топологический Инвариант Книги» (1993)
«Underground Land», (1992-1994)
«Animation(izm) или Дело врачей» (1994)
«Videoscenario» (1994)
«Dance and Video», (1995)
«Монтаж аттракциона» (Sergei Eisenstein Pavilion) (1996-1998)


© 2006