Медиа Форум традиционно состоит из тематических конкурсной и авторских программ, представляющих новинки и классику зарубежного и отечественного медиаарта. Представленные работы в области новых экранных технологий позволяют адекватно оценить те возможности, которые дают медиа технологии.
Программа МФ 2005
Конкурсная программа
Видеоарт, ТВ-арт, экспериментальное кино.
В состав жюри конкурсной программы Медиа форума 2006 года входят: Кирилл Разлогов, Иосиф Бакштейн, Нина Зарецкая, Григорий Либергал, Ольга Лопухова, группа «Свои 2000». На конкурс 2006 года было подано 180 работ из США, Франции, Черногории, Великобритании, Германии, Нидерландов, Канады, Индии, Чехии, России, Украины, Белоруссии, Японии, Китая, Азербайджана, Австралии… В работах поднимается тема «Авто(Ритарности)», с одной стороны, как проблема безличного дискурса власти в современном обществе, а с другой — социального активизма, использующего медиа как свои средства. Может ли медиа-художник противостоять абсолютному авторитаризму медиа? Не становится ли он его инструментом?
Подробнее о конкурсной программе >>>
Авторские программы
|
Программа видео из коллекции МедиаАртЛаб «Авто(Ритарность)»
Составитель: Константин Бохоров (куратор и критик современного искусства, Москва, с 2000 года сотрудничает с «МедиаАртЛаб» в различных выставочных и издательских проектах).
Программа видео из коллекции Центра Жоржа Помпиду, Франция, Монтевидео, Нидерланды, Videotage, Гонконг, «Anthology», Нью-Йорк, «МедиаАртЛаб», Москва, архив «Vasulkas», Санта Фе.
Безличный дискурс власти, осуществляемый через медиа, и использование медиа в своей авторской риторике современными художниками - крайне важные для аванграда темы, которые позже получили свое развитие в видеоарте. Данная программа, построенная на работах из коллекции «МедиаАртЛаб», представляет этапные моменты этого развития за последние 30 лет, которые можно определить как «медиа против медиа». В нее входят:
• Хрестоматийные работы американских видеоартистов и художников Ричарда Серра, Билла Виолы, Вуди Васюлки, визуализирующие контекстуальную семантику телевизионной культуры;
• Работы современных авторов, репрезентирующие медиальное внедрение дискурса власти как биополитическую проблему, как например в видеоработе Криса Оакли, обнажающей реальность современного глобального медиа-паноптикона.
Программа не стремится популяризировать тему, а дает зрителю возможность ее автономного ретроспективного анализа.
Список работ, вошедших в программу:
• Ричард Серра, США, «Телевизор проповедует», 1973, 5’00”
• Билл Виола, США, «Обратное телевидение - портреты зрителей», 1983-1984, 15’
• Антонио Мунтандас, США, «Политическая реклама», 1984, 35’00’’ (фрагмент)
• Вуди Васюлка, США, «Искусство памяти», 1987, 36’00’’ (фрагмент)
• Афа Чянг, Гонконг, «97 тонн воспоминаний», 1998, 14’20”
• Крис Окли, Великобритания, «Каталог», 2004, 5’30’’
Продолжительность программы: 110 минут. |
|
Программа «Арт-хаус в коротком метре»:
Коллекция «Глазами Главного Героя»
Составитель: Татьяна Данильянц (режиссер, куратор программы «Арт-хаус в коротком метре»)
Авторское кино предполагает свой, авторский взгляд, свою, авторскую позицию. Это сближает авторский кинематограф с лирической поэзией, где всегда слышно автора, даже если речь идет не от первого лица. Автор фильма отправляет свое альтер эго в мировое путешествие в виде Главного Героя, где последнему предлагается пережить те или иные метаморфозы, заявив/явив себя миру. Первое значение слова «герой» - «человек, совершающий подвиги». Миссия/подвиг Главного Героя состоит в том, чтобы донести энергию, образ, высказывание автора до зрителя, т.е. репрезентировать автора. Даже если Главный Герой автора слаб, уязвим и тревожен, - автор всегда побеждает, ибо он заявляет о себе, о своей позиции всему миру, устанавливает безоговорочный факт своего присутствия. В этом неявном, на первый взгляд, обращении Главным Героем ко всем и ни к кому заключен феномен авторитарности авторского режиссерского высказывания.
Этим оно и сильно, и уникально.
Коллекция «Глазами Главного Героя»:
• «В утробе», (игровой, 10 мин., реж. И. Бека)
Кто я? Откуда? Куда иду?
• «Мария Иисус» (игровой, 2003, 12 мин., реж. М. и Дж. де Серио)
История перунской женщины, которая хочет найти работу в Италии...
• «U» (игровой, 2001, 17 мин., реж. Т. Данильянц)
Один день из жизни молодого московского поэта.
Продолжительность программы: 40 минут.
|
|
Виртуальный парк аттракционов А. Исаева
Составитель: Ольга Шишко
«Мое творчество автобиографично по сути — критерий автобиографичности заключается в четко артикулированном художественном языке (не зависит от техники, ситуации и т.д.). Любое событие в моей профессиональной жизни, любое высказывание — это ссылка на основное событие (вневременное и внеконстектуальное), подобно тому, как это происходит в гипертексте». (Алексей Исаев)
Базовая концепция всех арт-проектов Алексея Исаева — «монтаж аттракционов». Это касается не только технологии, внешней презентации искусства, но и идеологии искусства и социальных стратегий художника. Любой аттракцион имеет в своей основе некие принципы, идеологию. Исаев отыгрывает в своей художественной практике различные моменты интерпретации этого аттракциона: революция - это аттракцион, политика - это правильно поставленный аттракцион. Это разные формы искусства, это разные формы технологии, но все это аттракцион. Аттракцион задает некую технологическую провокацию, имеет некий технологический сценарий, понятно, что скрытый, в механике этой формы, поэтому его и называют новой формой искусства, которая не столько заставляет, сколько провоцирует человека перейти из зрителя в участника.
В проектах «Лабиринтология», «Underground Land», «Революция», «Монтаж аттракционов», «Trash-art», «Новые каннибалы» (1990-2000) художник выступает во всех возможных функциях (автор, идеолог, режиссер). Каждый проект объединяет ряд перформансов, видеоработ, выставок, идеологических манифестов и текстов. Индивидуальность эстетики автора выявляется в работе с различными технологиями, будь-то графика, видео, звук, текст, компьютерная анимация, интернет и т.д. Для художника любая новая технология - это всего лишь апроприация нового языка.
Легкая ирония всех проектов и их футуристический потенциал привлекали публику не только в реальном (акции в метрополитене, проект «Лабиринтология»), но и в виртуальном пространстве (проект «Trash Art», «Революция по кругу»).
В проекте «Монтаж аттракционов» Алексей Исаев попытался восстановить объемное видение Сергея Эйзенштейна, чьи представления и видение напрямую не конвертировались в линейное пространство киномонтажа начала века. В видеоверсии проекта "Монтаж аттракционов" основная роль была отведена новым технологиям и именно компьютерное трехмерное моделирование позволило создать новую экранную модель, где традиционный линейный экран развивался в последовательности от моно-экрана к новому экранному пространству в виде ленты мебиуса, по которой бесконечным потоком пробегала видео проекция. При этом в своем видеофильме Исаев использует возможности кинематографического монтажа в различных его проявлениях.
- от горизонтального к вертикальному - экран перестает быть плоскостью и становится пластической субстанцией изображения.
В своих проектах художник презентировал наглядную визуальную модель нового информационного или экранного пространства. В работе с медиа Исаев очень последователен, и, наверное, по его творчеству, можно было бы проследить историю развития медиа-арта в России (от видеоарта, сетевого искусства к мультимедиа инсталляциям).
Алексей Исаев: Pro memoria – чтобы помнили
«Медиа-искусство – аванпост современного искусства. И занимаются им люди особенные. Что-то в их психологическом укладе заставляет их идти не проторенной дорогой, а сквозь чащи непознанного. Это дровосеки в нехоженном лесу. Медиа-искусство на сегодняшний день – новейшее из искусств. И занимаются им люди отчаянные. Не стремясь к мгновенным дивидентам, они работают «на потом», на будущее, лукаво радуясь тому, что лавры их труда будут пожинать уже идущие вослед – своего рода миссионерство.
Алексей Исаев и был таким дровосеком-миссионером, медиа-художником и активистом. Уйдя из жизни так рано, тем не менее он успел осуществить на удивление многое в той сфере, которую избрал. Сделав две чрезвычайно важные вещи: создав МЕДИАТЕКУ при МедиаАртЛабе и МЕДИАФОРУМ при Московском Международном Кинофестивале, он по сути дела совершил переворот в сложившемся на тот момент арт-контексте, заставив общественность относиться к медиа-искусству как к части истории российского искусства и истэблишменту аудиовизуальной культуры. Алексей Исаев – художник. И создание этих структур – художественный жест, два основных артефакта его стремительной и яркой жизни». (Нина Зарецкая, Арт Медиа Центр «TV Галерея»)
«Алексей Исаев, художник, один из пионеров российского медиаискусства, основатель и директор Московского центра медиакультуры и искусства «МедиаАртЛаб», одной из основных задач своей деятельности считал продвижение и отстаивание ценностей и идей современной прогрессивной культуры. Его вклад в развитие российской медиа-арт-сцены как художника, организатора, куратора, критика, издателя чрезвычайно высок.
В отличие от многих, с самого начала Алексей Исаев видел в медиаискусстве и независимой медикультуре не модное течение, а большой культурно и социально-политически значимый потенциал. Его вера в важность поддержки и развития нон- конформистских, экспериментальных, критически настроенных форм творчества определяла его жизненную позицию до самого конца. То, что современное медиаискусство упрочило свою позицию в России, произведения российских медиахудожников причислены к историческому культурному наследию, а молодое поколение все больше отдает предпочтение осознанному творческому осмыслению роли медиатехнологий в современном обществе, во многом заслуга и Алексея Исаева. Безвременная скоропостижная кончина Алексея стала большой трагедией для прогрессивного художественного сообщества России».
(Татьяна Горючева, теоретик, специалист в области искусства новых технологий)
Алексей Исаев
Медиа-художник, теоретик, куратор, гл. редактор серии «Взгляд с Востока. Медиа сознание/Медиакультура/Медиа технология» и «Медиа искусство в России». Член Союза кинематографистов РФ (комиссия по новым экранным технологиям), член Российской Академии Интернета. Основатель информационно-исследовательского центра «МедиаАртЛаб». Автор и куратор ежегодного международного симпозиума «Pro&Contra» 2000), директор программ «Медиа Форума» Московского Международного Кинофестиваля с 2000 года. Автор ряда публикаций на тему: «Медиа и видео искусство в России и на Западе», участник ряда конференций, событий и фестивалей в области видео и медиа культуры.
Видеография:
1992 «Лабиринтология», video, Hi 8, 25 min.
1993 «Топологический Инвариант Книги», Betacam,12 min.(IBM 486: 3DS, AnimatorPro,Targa+)
1993 «Underground Land», Hi8,7min.(IBM 486: 3DS,AnimatorPro,Targa+)
1994 «Videoscenario», Hi8, 7min. (IBM 486: Animator Pro,Targa+)
1994 «Dance and Video» Hi8, 7min.(IBM 486: AnimatorPro,Targa+) distribution "Coronado film", France.
1995 «New cannibals (Neyromancero)» Hi8 7min, (Pentium 120, 3Ds4, Animator Pro, Adobe Primer, MiroVideo) -distribution "Coronado film", France.
1996 «Монтаж аттракциона» (Sergei Eisenstein Pavilion) Hi8 30min. Pentium 120, 3Ds4, Animator Pro, Adobe Primer, MiroVideo).
Список работ, вошедших в программу:
«Лабиринтология» (1992)
«Топологический Инвариант Книги» (1993)
«Underground Land», (1992-1994)
«Animation(izm) или Дело врачей» (1994)
«Videoscenario» (1994)
«Dance and Video», (1995)
«Монтаж аттракциона» (Sergei Eisenstein Pavilion) (1996-1998) |
|
Программа российского видеоарта «Кое-что о власти»
Составители: Марина Колдобская (художник, критик, журналист, куратор. С 2002 года — директор Санкт-Петербургского филиала Государственного центра современного искусства), Мария Коростелева (куратор, критик современного искусства).
Кое-что о власти имеет сказать каждый художник, особенно в России. Власть меняется, меняется отношение к ней – от острой ненависти и отвращения до не менее острого желания вписаться и поучаствовать. Но кроме политической власти, есть власть денег, власть тела, власть желаний, власть идей и вещей. Есть власть старших над младшими, мужчин над женщинами, начальников над подчиненными – и наоборот. И вообще, «кругом, возможно, Бог». Каждый находится в паутине отношений, которые, так или иначе, являются властными отношениями. Именно так, в самом широком смысле, понимают тему кураторы этой программы.
Список работ, вошедших в программу:
• Гия Ригвава «Ты можешь положиться на меня». 1993. 1’29
• Виктория Бегальская «Щелкунчики». 2004. 5'58
• Павел Дубов «Караоке ВВП». 2005. 0'50
• Глюкля (Наталия Першина-Якиманская). «Тайные советы». 2004. 2'40
• Дмитрий Виленский «Контакт». 2002. 4'40
• Анна Ермолаева «3 min». 2000
• Кирилл Шувалов «Резня». 2003. 0'59
• Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев. «Черный пахарь». 2002. 2 '21
• Виктор Алимпиев. Is it yours?. 2004.
• Елена Ковылина. «Вальс». 2001
• Олег Кулик «Я люблю Европу, а она меня нет». 1 сентября 1996 года. Кунстлерхауз, Берлин. 6’16
• Синие носы (Вячеслав Мизин, Александр Шабуров). 2005 Новые русские шарады. 2'20
• Яша Каждан «Мона Лиза». 2005 0'58
• «ЗЕР ГУТ». «Визуализация приручений, или казус современной орнитологии». 3’20
• Группа «Радек». «Демонстрация». 2002
• ФНО (Глюкля (Наталия Першина-Якиманская) и Цапля (Ольга Егорова). «Алые Парсуса». 2005. 7'00
• Антон Литвин «Реставрация». 2006
• Наталия Мали и ПМП Group. «Народ и власть совместно лепят образ новой России».
• Владимир Быстров. Magnificat. 2005. 5'05 |
|
Программа британского видеоарта «Территория свободы»
Составитель: Елена Зайцева (куратор современного искусства, научный сотрудник отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи).
В современном обществе искусство служит едва ли не единственной областью, реализующей стремление человека к свободе. В глобалистском «обществе спектакля», в котором «быть» претерпело метаморфозу в «потреблять» и «казаться», искусство дает человеку возможность, отстранившись от идеологии, увидеть подлинный смысл происходящего. Важную роль здесь играет апроприация искусством областей, не принадлежащих ему — масс-медиа, общественных пространств, повседневной рутины. И здесь вскрывается важный гуманитарный аспект художественной апроприации: она дарует человеку вожделенный «третий путь», возможность уходить от заданных системой стереотипов. Искусство, работающее с апроприацией, всегда делает человека чуть более свободным, чем он был раньше. В этом заключается одно из важнейших притягательных качеств искусства, благодаря которому оно, даже отказавшись от роли источника эстетического наслаждения, остается самой пленительной областью человеческой деятельности.
В программу вошли работы Белтрана Обрегона, Флавии Мюллер Медейрос, Мелани Манкот, Ноеми Маккомбера, Дага Фишбоуна и др. |
|
Арт-проект Владислава Мамышева-Монро «Волга-Волга»
Представляет Андрей Сильвестров (кинорежиссер, автор трёх полнометражных кинопроектов и более двадцати короткометражных кино- и видеофильмов. Один из инициаторов создания клуба и фестиваля СИНЕ ФАНТОМ, студии «Видеодом»).
Режиссеры: Андрей Сильвестров, Павел Лабазов
Композитор: Эдуард Сивков
В главной роли: Владислав Мамышев-Монро
Продюсеры: Андрей Сильвестров, Павел Лабазов
Производство: «ВИДЕОДОМ» при поддержке Культурного центра ДОМ и СИНЕ ФАНТОМ, Россия, 2006
«Волга-Волга» — культовая советская комедия конца 30-х годов режиссера Григория Александрова. Это история талантливой деревенской девушки, которую местные бюрократы пытаются на пустить на конкурс песен в Москву. Главную роль в фильме исполняла советская «Марлен Дитрих» — Любовь Орлова. В новой версии фильма «Волга-Волга» главную роль исполняет известный российский художник Владислав Мамышев-Монро. Это самый странный ремейк в истории кино, т.к. была полностью сохранена версия 30-х годов за исключением исполнительницы главной роли. Владислав Мамышев-Монро блистательно исполняет партию Любови Орловой, предавая фильму абсолютно новое метафизическое звучание. Мировая премьера состоялась на 35-ом Международном Кинофестивале в Роттердаме в рамках программы клуба СИНЕ ФАНТОМ - CINE FANTOM Day.
Продолжительность: 70 мин. |
Круглый стол «Авторитарность языка новых медиа и работа с ним в рамках различных художественных стратегий».
|
Круглый стол
— это дискурсивная платформа Медиа Форума, которая позволяет ему охватить не только медийный, но так же социальный и художественный контекст обсуждаемой темы, и, самое главное, обеспечивает обратную связь с аудиторией и критикой.
Модерировать круглый стол приглашен Николай Палажченко, энергичный московский культуртрегер, известный своими кураторскими проектами в области актуального искусства, главный редактор информационного портала
GiF.ru.
В круглом столе примут участие теоретики, медиахудожники, журналисты, нон-профитные режиссеры, продюсеры альтернативного кино. Среди них: директор Российского Института Культурологии Кирилл Разлогов, организатор Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн, режиссер Сергей Лобан и сценарист Марина Потапова (группа «СВОИ 2000»), директор Центра современного искусства «Арт-стрелка» Ольга Лопухова, теоретик в области медиа культуры Олег Киреев, теоретик и критик Елена Петровская, медиа-художник Андрей Великанов, кинорежиссер Андрей Сильвестров, художник Владислав Мамышев-Монро, философ Олег Арансон, куратор современного искусства ГТГ Елена Зайцева, директор Арт-медиа центра «ТВ галерея» Нина Зарецкая, художники Вячеслав Мизин, Александр Шабуров (группа «Синие носы») и другие.
На круглом столе будет представлена книга Олега Киреева «Поваренная книга медиаактивиста», проект художника Шаманова «0 рублей», фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?» (Дарья Пыркина) и др. медиа-проекты, инициированные в 2005-2006 гг.
«Поваренная книга медиаактивиста»
Автор: Олег Киреев (арт- и медиа критик, политический активист, участник акций и кампаний гражданского неповиновения конца 90-х). «Поваренная книга медиаактивиста» — это описание истории и практики движения «тактических медиа», распространившегося в Европе и США в середине 90-х годов. Тактические медиа — это средства бесплатного копирования и воспроизведения информации, ставшие доступными с распространением компьютеров. В «Поваренной книге» есть главы о радио, видео, технологичных коллективных акциях в городском пространстве, свободном программном обеспечении. Автор надеется, что практика тактических медиа получит в России широкое распространение. |
Мультимедийные шоу
|
Группа BigFinn (Великобритания)
Программа «Золото в век меди».
NJ'ING от Олега Киреева (+DJ Осадчий)
News-jockeying - художественная практика, заключающаяся в том, что во время дискотеки NJ микширует и сводит не музыкальные трэки или видеоизображения, а новости, добываемые в ходе интернет-серфинга по новостным агентствам и лентам. В результате чередования различных тематических лент, на экране то появляется информация по голодающим в Африке, то сообщения из области индустрии развлечений. Таким образом, практика nj'ing'а становится источником осведомленности о положении дел в мире, а также создает метафору власти, заключающейся, на сегодняшний день, в управлении новостями. Самый интересный эффект дают новости, которые приходят именно в этот момент.
Проект ПГ «Двери»
«ПГ» — творческое объединение музыкантов и художников. С момента своего создания в 2000 году группа, захваченная сверхмедиатизированной реальностью, распространяет шокирующие изображения. Художники превращают себя в активистов, о которых сообщают на первых страницах газет, – бандитов, чеченских экстремистов-исламистов, хулиганов... Точно так же, как эти преступники, группа «ПГ» в совершенстве владеет разнообразными медиа, создавая многомерное художественное пространство. Создавая себе имидж «плохих парней», эти художники рисуют образ сегодняшней России, отличительными чертами которой являются наркотики, секс и насилие. Работы группы позиционируют себя как протестные, ангажированные и радикальные. Поэтому они выполнены в жесткой форме, отражающей полемику и противоречия модерна, далеко отстоящей от компромиссных, консенсусных форм постмодернистского искусства. Различные направления своей деятельности группа синтезировала в формате «мультимедийного комикса», в котором фотокадры и графика дополняются видеоизображением с музыкальным рядом. Для разных проектов «ПГ» придумывает своему названию различные расшифровки, например, «Преступная группа», «Противотанковая граната», «Пожарный гидрант», «Поп-группа Двери». |
|