21 июня 2015 года
Кинотеатр «Октябрь», ул. Новый Арбат, 24
Художник Гари Хилл до сих пор стоит особняком от мира зрелищного и развлекательного искусства. Хилл работал с широким спектром художественных средств — включая скульптуру, звук, видео, инсталляцию и перформанс — с начала 1970‑х годов. Его давняя работа с интермедиа продолжает исследовать ряд вопросов, от телесности языка, синестезии и перцептивных головоломок до онтологического пространства и зрительской интерактивности. Этот художник не особенно ценит медиаизыски, технические новшества, во всяком случае, он не делает технологичные работы ради самой технологии, он играет с ней, а видеоарт для него — это способ думать вслух. Зато в работах Гари Хилла расцветают теории лингвистов, присутствуют акценты, расставленные современной поэзией, и отсылки к гностическим апокрифам. В своем восприятии мира через текст, литературной образности, Хилл очень близок московскому концептуализму. В этом году Гарри Хилл снова приезжает на Медиа Форум и представит не только ретроспективу своих фильмов, но и премьерную работу — «Психоделический эксперимент».
Ретроспективный показ объединит работы Хилла — от самых первых лингвистических экспериментов 1977 года до 1989 года. Зритель получит возможность проследить эволюцию творческого метода художника, а также стать свидетелем различных аудиовизуальных опытов, проведенных им. Каждая из работ раскрывает определенный подход к работе с изображением и лингвоакустикой. Хилл предстает перед зрителем как исследователь, вновь и вновь проводящий эксперименты на экране.
2010–2011
22'48''
Недавний проект Хилла «Психоделический эксперимент» — это декларация того, что использование психоактивного действия диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД) может стать «найденным перформансом» или «по преимуществу художественным экспериментом». Более того, предполагается, что со временем он станет наиболее влиятельным произведением искусства всех времен.
Сначала художник контекстуализирует “переменные качества и измерения” работы. За этим следует список свойств произведения искусства, предполагающий сравнение с другим опытом переживания искусства и являющий убедительные причины, почему силу Психоделического мысленного эксперимента не только нельзя не признать, но и того, что он требует переоценки всей исторический парадигмы того, что составляет великое искусство.
«Перформанс» художника происходит в безэховой камере, сгенерированной компьютером. Вся работа исполняется в обратную сторону, включая движение и речь, которая затем была развернута в «правильном» направлении, чтобы быть понятной. Важно заметить, что именно вокализация звуков, проигранных в обратном направлении, выявляется как текст в понятной форме.
1977
3'45''
В своем раннем произведении «Электронная лингвистика», Хилл исследует структурные и органические взаимоотношения лингвистического и электронного. Образы в работе представляют собой визуализации электронно генерируемых звуков.
В начале маленькие пульсирующие пиксельные структуры появляются время от времени на черном экране. Эти монадические формы становятся все больше, в конце концов заполняя поле изображения и пульсируя все более интенсивно. Через построение языка электронных образов и звука, эта работа предвосхищает более поздние и более сложные произведения.
1978
2'00''
Еще одна из ранних работ Хилла, созданная на видеосинтезаторе Рутт / Этра, «Элементы», соединяет абстрактные «пейзажи» с фрагментированным силлабическим языком. Волнообразные топологические формы накладываются друг на друга, меняя движения. Характер изображения постоянно смещается от микроскопических форм до напоминающих аэроснимки сетей, в которые невозможно проникнуть и которые постепенно предстают перед глазами зрителя.
В то же время, можно услышать силлабические фрагменты слов «земля», «огонь», «вода» и «воздух», которые, хоть и абстрактны, задают ритмический пульс работы, сливающийся с ритмом визуальных элементов.
1978
3'25''
Аудиовизуальный диалог, который был главной темой работ Хилла в конце 1970‑х гг, представлен в видеоработе «Круг замкнулся (бывшее название: “Изменения круга”)» с особенной лаконичностью. Здесь художник изучает лингвистические и электронные феномены, связывая их с материальностью вещей.
Плоскость изображения разделена на три части. В нижней мы видим две руки, снятые крупным планом; они делают кольцо из металлического прута. Справа на изменённой электронным способом чёрно-белой картинке можно различить очертания человека , сгибающего прут. Слева на чёрном поле появляется зелёный луч (экран осциллографа). Начинается фильм с того, что автор издаёт жужжащий звук, который преображает зелёный луч в дрожащий круг. Чем сильнее звук, производимый Хиллом, тем устойчивее становится круг. Работа превращается в некое ритуальное представление
1980
4'45''
Сценарий работы «Тут, неподалёку» создавался по принципу «а что, если?». Что, если каждому слогу произносимого текста будет соответствовать кадр на экране.
Гари Хилл: «Я делал всё вручную, нажимая на кнопку «редактировать» после каждого слога. Прокручивая назад, я слушал и ожидал следующего слога. Вместо того, чтобы отдельно записывать и собирать изображения, я установил камеры «вживую» на каждое редактирование/слог целого текста, сконструировав фильм последовательно от начала до конца. Я ограничил себя образами своей комнаты, по большей части незапоминающимися элементами стен, мебели и всего остального, что валялось вокруг. Всё это было неважно, главным было изменять картинку и держать зрителя занятым пока я говорю. Речь «автоматизировала» события, заставляя происходить всё, что происходило, и, временами, отрывать взгляд от экрана в сторону гипотетического пространства вне коробки».
1979 / 1986
4'17''
«Посредничество (к римейку “Звучаний”)» — начало римейка ранней работы «Звучания» (1979), в которой распространяется рефлексивность каждого текста распространяется на взаимодействие между различными физическими субстанциями — в данном случае между песком и конусным громкоговорителем.
Громкоговоритель заполняет экран, и я начинаю говорить, обращаясь к самому динамику. Рука, наполненная песком, входит в кадр и медленно засыпает песок в рупор громкоговорителя. Интонации вибрируют в его рупоре (мембране), посылая крупинки песка в воздух. Чем больше я говорю о том, что происходит, тем больше оно изменяет движение и узоры песка. Когда динамик полностью погребён под песком, звуки голоса становятся отдалёнными, но замечательно чистыми».
1982—83
7'30''
В работе «Случайное происшествие (одна часть из многих)» Хилл создаёт некую хореографию мысли, даёт толчок развитию напряжения между образами и устной или письменной речью. На текстовом уровне он обращается к эфемерности лингвистических значений в языке. Музыкальные и звуковые элементы подчёркивают характер отдельных эпизодов и сложную интертекстуальность этого произведения.
Первые кадры этой чёрно-белой плёнки показывают нам квадрат, круг и треугольник как основные элементы формалистского репертуара. Они объединены буквами и словами, конфигурация которых предполагает форму треугольника. В то же время звуки связаны с визуальными элементами: барабанная дробь с квадратом, грохот тарелок с кругом, а гортанный протяжный звук — с треугольником.
1987–88
43'51''
Работа «Область катастрофы» (1987–88, 43'51'') вдохновлена романом Мориса Бланшо «Темный Фома», где героем произведения является его читатель (им может быть сам Бланшо). В видео роль Фомы исполняет Хилл, который ещё более запутывает отношения в книге, делая из фильма нечто вроде «транскреации».
«Читатель» оказывается в жидком тексте, как если бы он проснулся от того, что тонет. Образы моря, похищающего сушу — маленькие горки песка распадаются и рушатся — перемежаются очень крупными планами текста и фактуры страниц и самой книги, которую заливают волны океана. Томас/Хилл читает книгу, когда внезапно ощущает, что слова наблюдают за ним. Текст просачивается во все сферы жизни читателя. В последней сцене мы видим, что читатель/ Хилл физически и духовно уничтожен. Обнажённый, скорчившийся в позе эмбриона, он лежит в собственных экскрементах на белом холодном полу и лепечет нечто неразборчивое. Страницы книги выросли и стали монументальными стенами с гигантскими буквами; они угрожающе нависают над нагим телом и становятся его темницей.
1989
4'00''
В работе «Рассказ пространство (пролог)»перед зрителем появляется горизонтальная поверхность, заполненная странными предметами: костями, черепами маленьких млекопитающих, бабочками, орехами и другими ботаническими «находками», разложенными на круглом столе. Всё это вещи, обладающие символикой, знакомой нам по натюрмортам vanitas и собраниям, посвящённым естественной истории. Камера двигается вокруг стола, показывая предметы, которые, благодаря небольшой глубине фокуса, возникают один за другим из сваленной в кучу коллекции. Это педантичное фокусирование/расфокусирование продолжается на протяжении всей записи, в то время как рассказчик изучает состояние своего сознания и его отношения с окружающим миром.
Хилл вербализует свои собственные мысли как преходящие объекты в онтологически сосредоточенной vanitas ума. Ритмически вокализованные слоги синхронизированы с фокусированием и расфокусированием картинки. Конечная сцена помещает зрителя в рот рассказчика, и оттуда он выглядывает наружу. Как раз когда рассказчик открывает рот и начинает говорить, свет заполняет говорящую пустоту, язык движется, а зубы пережёвывают последние слова: «представляя мозг ближе чем глаза».
Кинотеатр «Октябрь»
ул. Новый Арбат, 24
karofilm.ru
Юлия Грачикова
+ 7 (905) 719-66-85
ididshe@gmail.com